Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Стратегический менеджмент процесса воспитания детей-сирот в КГКОУ «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского»

Автор: Темботова М.М., краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского», руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, г.Лесосибирск, Красноярский край.

 

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Вместе с тем остаются проблемы, связанные с темпами сокращения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статистическим данным за 2012 год, всего в Российской Федерации численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 71,4 тыс. детей (в 2011 году – 75,9 тыс. детей, в 2010 году – 78 тыс. детей)[1]. На 01.01.2013 в Красноярском крае проживало 16 207 детей (на 01.01.2012 – 16 218 детей), относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из них 11 502 ребенка (71%) находится под опекой и в приемных семьях, 4705 детей (29%) – в учреждениях для детей указанной категории (здравоохранения, образования, социальной защиты населения[2]. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье остается ключевым принципом в работе образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вопросы, связанные с разработкой стратегии развития образовательных организаций внесемейного воспитания, приобретают все большую актуальность.

 

Растущий уровень конкуренции, новые требования к качеству образовательных услуг, связанные с удовлетворением изменяющихся потребностей государства и общества в высококвалифицированных специалистах, обусловливают постоянное стремление образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к достижению высоких стандартов качества образовательных услуг. Организациям внесемейного воспитания необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции их в общество. Это отражает одну из актуальных проблем современного образования – стратегическое управление в воспитании детей-сирот, которому до последнего времени не уделялось должного внимания.

 

В связи с этим, стратегический менеджмент процесса воспитания детей-сирот, как основной инструмент адаптации образовательной организации к новым условиям деятельности, является актуальной задачей, от решения которой во многом зависит будущее России.

Моделирование стратегического менеджмента начинается с определения миссии образовательного учреждения, включающей его предназначение, функции, специфические особенности (рис. 1).

 

Миссия образовательного учреждения – это особое, уникальное предназначение в мире социальных организаций, связанное с его спецификой, основными сферами деятельности, целевыми группами. Миссия отражает объективное предназначение, реальные намерения и ценности организации, а также субъективное восприятие педагогами и администраторами своего призвания и их самооценку. Определению и формулированию миссии в стратегическом менеджменте отводится важная роль, так как она определяет цели и смысл организационной деятельности, содержание, методы и формы обучения и воспитания, государственно-общественную систему управления, уровень профессионализма педагогов, степень включенности всех субъектов образовательного процесса, характер связей с социальными институтами и партнерами. Определение миссии возможно только после тщательного анализа предназначения, функциональности и специфических особенностей детского дома.  

 

 

Рисунок 1. Модель стратегического менеджмента процесса воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГКОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского»

 

Для управления воспитательным процессом детского дома была разработана модель стратегического менеджмента (рис. 1). Согласно этой модели, на первом этапе формулируется миссия детского дома.  В создании миссии детского дома участвовали педагоги, специалисты учреждения, партнеры, воспитанники. Участникам предлагалось представить образ детского дома и подобрать метафорический образ, отражающий это представление и включающий личностный (для воспитанников и педагогов) и социальный (для города, края, государства) контексты.

 

Окончательная формулировка миссии детского дома: создание качественных условий проживания и воспитания, обеспечение замещающей заботой с учетом индивидуальных потребностей с целью успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Вторым этапом моделирования (рис. 1) является изучение проявлений характера воспитанников по комплексной методике, сочетающей экспертное оценивание на основе педагогического наблюдения по методу ИПХ – 1.0 с автоматизированной обработкой данных[3].

 

Полученные данные позволяют проделать: 1) комплексный анализ по интегральному критерию, отражающему оценку сформированности всех черт характера, выделенных в качестве базовых; 2) анализ сформированности отдельных черт; 3) структурный анализ отдельных черт, представляющий данные о проявлениях духовно-нравственных и деятельностно-волевых черт на когнитивно-смысловом, эмоционально-ценностном и деятельностно-поведенческом уровнях.

 

Третий этап моделирования – SWOT-анализ актуальных факторов процесса воспитания, построение «поля сил».

Факторный анализ является коллективной деятельностью, и он проводился методами мозгового штурма, мозговой атаки, методом мастерских на проблемных семинарах с педагогами, специалистами и сотрудниками. Для этого были организованы творческие группы, презентовавшие SWOT-модели. В таблице 1 приводятся результаты SWOT-моделирования педагогов, специалистов и сотрудников детского дома.

 

Таблица 1

SWOT-анализ процесса воспитания в детском доме на начало о.э.р.

 

Возможности (O)

Сильные стороны (S)

Поддержка деятельности учреждений внесемейного воспитания как приоритетного направления социальной политики государства

Условия жизни детей в детском доме приближены к семейным, дети живут в благоустроенных помещениях, разнообразное пятиразовое сбалансированное питание, постоянно закрепленные воспитатели на группе

Реализация Национальной стратегии в интересах детей в РФ на 2012-2017 годы

Разработана и реализуется образовательная программа, имеется психолого-педагогическая программа поддержки воспитанников и педагогов

Реализация национальной стратегии в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года

Наличие в детском доме условий для дополнительного образования детей-сирот – мастерские, студии, кружки

Достаточная материально-техническая база образовательного учреждения

Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы

Заинтересованность общества в развитии услуг в образовательном учреждении

Регулярное повышение квалификации педагогов и специалистов детского дома

Расширение связей с общественностью и благотворителями

Высшее и среднее профессиональное образование у педагогов и специалистов

 

Высокая квалификация педагогов (50% имеют высшую и первую квалификационную категории)

 

В детском доме эффективна, реализуется программа по семейным формам устройства детей-сирот

 

В детском доме действуют определенные традиции самоуправления

 

Детский дом является базовым для учреждений внесемейного воспитания северного образовательного округа Красноярского края

 

В детском доме достаточно развита материально-техническая база

 

Угрозы (T)

 

Слабые стороны (W)

В связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не определен основной вид деятельности в учреждении

Плохое состояние здоровья воспитанников, первую группу здоровья имеют 6% детей

Удаленность территории города от краевого центра, культурных и научных центров.

Большинство педагогов, работающих в детском доме – женщины

Недостаточная законодательная база в области семейных форм устройства детей-сирот

Ограниченность социальных связей с родственниками, так как в детском доме проживают дети со всего Красноярского края

Риск реорганизации детского дома в центр психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в связи с ликвидацией всех детских домов

Наличие персональных достижений (участие в профессиональных конкурсах и проектах) педагогов, планов самообразования и самосовершенствования

 

Отсутствие желания и интереса к разработке и внедрению инновационных технологий в области воспитания детей-сирот

 

Низкий уровень подготовки воспитателей, отсутствие в высшей школе подготовки специалистов для работы в детских домах

 

Стереотипы общества в отношении детей-сирот

 

Как видно из таблицы 1, в числе позитивных внутренних факторов выделены комфортные условия проживания воспитанников, поступивших в детский дом из неблагоприятных семей, в которых они испытывали различные депривации своих потребностей (проживали в антисанитарных условиях, плохо питались, не имели условий для полноценного физического и социального развития и т.д.).

 

Создание комфортных условий жизнедеятельности детей и подростков способствует развитию эстетического отношения к действительности и ценностного отношения к миру вещей, социально-бытовых навыков, привычек здорового образа жизни, формированию черт аккуратности и бережливости др. Условия жизнедеятельности детского дома складываются из материального обеспечения: качества питания, условий быта, разнообразия видов отдыха, ресурсного обеспечения спорта, труда и т.д.

Детский дом имеет достаточное материальное обеспечение, что, безусловно, влияет на формирование санитарно-гигиенических и бытовых навыков, аккуратности и т.д. В то же время, в крупном детском доме, как наш, трудно создать «домашнюю» атмосферу, обеспечивающую максимальную приближенность воспитания к семейному и пр.

Другими позитивными факторами формирования характера являются воспитательная (образовательная) среда и единство педагогических требований, которое обеспечивает согласованность действий и усилий всех членов педагогического коллектива по преодолению характерологических недостатков и развитию духовно-нравственных и деятельно-волевых черт.

 

Еще одним положительным фактором является наличие условий для дополнительного образования детей-сирот – мастерских, студий, кружков, деятельность которых способствует возможности практиковаться в различных видах труда, приобретению трудовых умений и навыков, развитию ценностного отношения к чужому и своему труду, способности ставить социально и личностно значимые цели, активности и предприимчивости в деятельности.

 

Негативными внутренними факторами процесса воспитания являются плохое состояние здоровья, педагогическая запущенность, наличие вредных привычек и деформаций характера. Складывающиеся в условиях относительной изоляции закрытые группы подростков-сирот имеют уровневую структуру внутригрупповой дифференциации, проявляющуюся в том, что вычленяются три статусных слоя. В результате относительной отгороженности от окружающего мира членство и роль в группе детского дома приобретают особое значение, так как именно ими определяются знак и степень эмоциональной насыщенности межличностных отношений. В результате идентификации подростка со своей ролевой позицией искажается и его характерологическое развитие, и формируются дефекты характера.

 

Анализ внешних факторов показал, что наличие высокой материально-технической базы, позволяет улучшить условия проживания и образования (в том числе дополнительного).

Положительным внешним фактором является временное проживание ребенка в семье граждан, которое  эффективно используется как в целях приобретения ребенком навыков проживания в семье, повышения уровня его социальной компетентности, поддержания связей ребенка с родственниками или друзьями, знакомыми его семьи, так и в качестве   предварительного этапа устройства ребенка   в   семью, способствующего установлению контакта между ребенком и потенциальными приемными родителями и последующей адаптации ребенка в новой семье.

Негативными внешними факторами процесса воспитания являются стереотипы у местного сообщества, способствующие стигматизации детей-сирот в школе и социуме.

 

Четвертым этапом является разработка факторно-критериальной модели процесса воспитания.

Разработанная  факторно-критериальная модель позволяет выделить наиболее значимые, по мнению педагогов, факторы воспитания детей-сирот: условия жизнедеятельности; характер образовательной среды; социальные связи воспитанников; психологическая комфортность воспитанников; профессиональная компетентность педагогов в области воспитания; личностные особенности педагогов, степень мотивационной готовности учителей к реализации целей и задач воспитания детей-сирот; психологическая комфортность педагогов; эмоциональное выгорание и профессиональная деформация педагогов. Рассчитав удельный вес каждого фактора и простых свойств-критериев, получаем показатель факторно-критериальной оценки процесса воспитания. По изменению значения данного показателя можно будет судить об эффективности модели стратегического менеджмента процесса воспитания.

 

Пятый этап моделирования стратегического менеджмента – оценка имеющихся кадровых, методических и материальных ресурсов.

Условия жизни детей в детском доме приближены к семейным, дети живут в благоустроенных помещениях, у них разнообразное пятиразовое сбалансированное питание, постоянно закрепленные воспитатели на группе; разработана и реализуется образовательная программа, имеется психолого-педагогическая программа поддержки воспитанников и педагогов;  в детском доме есть условия для дополнительного образования детей-сирот – мастерские, студии, кружки; вводятся разнообразные инновационные педагогические технологии, формы, методы работы; в детском доме эффективно реализуется программа по семейным формам устройства детей-сирот; действуют определенные традиции самоуправления; детский дом является базовым для учреждений внесемейного воспитания северного образовательного округа Красноярского края.

 

Для эффективной реализации воспитательного процесса детский дом обладает высокопрофессиональными педагогическими кадрами:  высшее и среднее профессиональное образование имеют 90% педагогов, 50% имеют высшую и первую квалификационную категорию; педагоги детского дома занимают призовые места на всероссийских и краевых профессиональных конкурсах; каждые три года педагоги проходят повышение квалификации; педагоги имеют достаточный уровень владения методами мониторинга и управления воспитательным процессом.

 

Детский дом имеет свой Устав, утвержденный приказом министерства образования и науки Красноярского края в 2011 г.; лицензии и локальные акты, регламентирующие всю жизнедеятельность детского дома.

 

В образовательном учреждении разработаны и реализуются авторские индивидуально-ориентированные программы воспитания, программы по профилактике девиантного поведения детей-сирот, психолого-педагогической поддержке педагогов и специалистов детского дома. В наличии есть программа развития образовательного учреждения. Специалисты и педагоги детского дома внедряют в свою работу инновационные методы и формы работы с воспитанниками.

 

В детском доме находятся Центр психолого-педагогического сопровождения замещающих семей и Ресурсный центр, которые являются структурными подразделениями. Библиотечный фонд имеет в наличии методическую, энциклопедическую и художественную литературу, количество экземпляров около 20 000. В наличии также мультимедийные ресурсы и программное обеспечение.

В учреждении оборудованы спортивный и тренажерный залы, мастерские технического и обслуживающего труда, теплица. Есть в наличии компьютеры, имеющие выход в Интернет и находящиеся в локальной сети ОУ.

 

На шестом этапе моделирования стратегического менеджмента формулируется генеральная стратегия процесса воспитания детей-сирот на основе анализа данных, полученных при изучении проявлений духовно-нравственных и деятельностно-волевых черт характера воспитанников, SWOT-анализа актуальных факторов их формирования.

Под стратегией процесса воспитания мы понимаем сознательно сконструированную совокупность целенаправленных педагогических действий в определенный период времени с учетом: 1) детерминирующих формирование характера факторов; 2) многомерного представления актуального состояния характерологического развития детей-сирот; 3) перспектив его развития; 4) имеющихся ресурсов[4].

Генеральная стратегия воспитания содержит три частных стратегии: экстрагирования, психолого-педагогической поддержки, актуализации самовоспитания духовно-нравственных и деятельностно-волевых черт характера (рис. 2).

 

 

Рисунок 2. Стратегии и тактики процесса воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГКОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского»        

 

Стратегия экстрагирования заключается в изучении актуального состояния характерологических особенностей детей-сирот (выявление позитивных черт и деформаций характера).

 

Стратегия актуализации направлена на «запуск» механизмов самообразования, самосовершенствования, самовоспитания духовно-нравственных и деятельностно-волевых черт характера воспитанников.

 

Стратегия психолого-педагогической поддержки обеспечивает индивидуализированную помощь в продвижении ребенка в характерологическом развитии по индивидуальной траектории, в соответствии с его актуальным развитием.

Данные стратегии реализуются разнообразными тактиками, при этом под тактикой процесса воспитания мы понимаем совокупность социальных и психолого-педагогических условий, технологий, методов, приемов, средств деятельности субъектов воспитания.

 

Тактика мониторинга процесса и результата воспитания детей-сирот направлена на выявление характера влияния внешних (условия жизнедеятельности, уклад жизни, воспитательная среда, психолого-педагогическая компетентность педагогов) и внутренних (уровень сформированности духовно-нравственных и деятельностно-волевых черт характера детей-сирот) факторов формирования характера воспитанников.

Оценка результатов с этих позиций производится по уровню сформированности характерологических черт, раскрывающих базовое отношение воспитанника к миру, обществу, людям, учебе и труду, к самому себе (методика ИПХ-10).

 

Тактика программирования процесса воспитания детей-сирот направлена на обеспечение индивидуальной траектории их характерологического развития средствами разработки и реализации специальных программ (Индивидуальная траектория развития, Индивидуальная программа сопровождения; образовательная программа «Дорога в будущее» с подпрограммами «Я - гражданин», «Я - труженик», «Я - ученик», «Я – семьянин»; программа профилактики отклоняющегося поведения, программы по дополнительному образованию воспитанников: «Зеленый мир», «Волшебный мир искусства» и др.), опирающихся на ресурсы воспитанников.

 

Тактика SWOT-анализа позволяет оценить ситуацию, сделать заключение о силе и характере влияния отдельных факторов, оценить возможные альтернативы.

Тактика актуализации самовоспитания ориентирована на включение воспитанника не только в качестве объекта педагогического воздействия, но и как активного субъекта собственной деятельности. Тактика актуализации самовоспитания реализуется на воспитательных занятиях по самовоспитанию с использованием «Дневника достижений».

 

Тактика непрерывного образования педагогов является значимым и весомым фактором воспитания духовно-нравственных и деятельностно-волевых черт характера, в рамках реализации которого в детском доме разработана и реализуется программа психологической поддержки педагогов «Через тернии к звездам», кроме того, педагоги и специалисты детского дома каждые три года проходят повышение квалификации.

Таким образом, модель стратегического менеджмента процесса воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отражает его существенные характеристики и позволяет эффективно им управлять. Моделирование позволяет:

- выделить и уточнить существенные характеристики процесса воспитания детей-сирот;

- изучить влияние факторов воспитания на характер и выявить условия усиления позитивных и ослабления негативных факторов;

- определить генеральную, выбрать частные стратегии и тактики воспитания характера детей-сирот.

 

Основные термины и понятия

 

SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы)

Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения (Семейный кодекс РФ, ст.121).

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, родители которых умерли (Семейный кодекс РФ, ст.121).

Квалиметрия (от лат. quails – какой по качеству и греч. metreo – измеряю) – научная область, объединяющая количественные методы оценки качества продукции.

Моделирование объекта, процесса или явления заключается в вычленении его элементов и определении системообразующего компонента, в выявлении и описании механизмов взаимодействия, в прогнозировании изменений.

Педагогическая стратегия – искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий, адекватных педагогической цели, осуществляемых последовательно-поэтапно и развертывающихся посредством качественного отбора педагогического обеспечения содержания воспитания, гибкого использования форм, методов, приемов и средств, направленных на реализацию конкретной стратегии (12, с. 10-11).

Стратегический менеджмент – процесс планирования, определения и осуществление деятельности организации в долговременной перспективе (А.Т. Зуб).

Стратегия экстрагирования - выявление позитивных черт и деформаций характера (25, с.278).

Тактика - совокупность социальных и психолого-педагогических условий, методов, приемов, средств деятельности субъектов воспитания (25, с. 165).

Фактор – движущая сила какого-либо процесса, детерминирующая формирование, изменение и становление характера в полноте и сложной совокупности его черт как ядерного образования личности ребенка, определяющего качество его жизни (25, с. 162).

Факторно-критериальное моделирование – метод решения уникальных задач качественного характера в сфере производства с конца 80-х годов, выраженного количественной мерой. Строится на квалиметрической основе путем разложения любого сложного явления, на основные составляющие его факторы (части). Каждый из этих факторов (частей) имеет свою весомость и важность, выраженную в долях от целого таким образом, чтобы сумма долей всегда была равна этому целому. При этом количество факторов не имеет значения – принципиален лишь момент их суммы, всегда равный целому (10, с. 48).

Экстрагировать (от лат. extraho – извлекаю) – удалять, выделять из какого-нибудь состава, смеси (толковый словарь Ушакова).

 

Библиографический список

 

  1. Iakovleva N.F. Criterion-Factor Modelling of Character Education of Orphans/Journal of Siberian Federal University. Humanities &Social Sciences 9 (2013,6).
  2. Аналитическая справка об устройстве детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей  в Красноярском крае за 2012 год. Министерство образования и науки Красноярского края.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Издательский дом «Экономика», 1989.
  4. Белова Е.Н., Саволайнен Г.С., Фалалеев А.Н., Яковлева Н.Ф. Модели развития профессиональной  компетентности работников сферы образования: коллективная монография / Под общ. ред. Г.С. Саволайнен; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
  5. Белолипецкая Е.Н., Гарифулина Э.Ш., Герасимова А.С., Орлова Е.А., Фришман И.И., Широких О.В. Организация работы Регионального центра развития семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства: Методическое пособие.  М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010.
  6. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006.
  7. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации 2012 год. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
  8. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент в системе образования. Учебное пособие. К.: МАУП, 1999.
  9. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент: целевое управление персоналом организации: учеб. пособие. 2-е изд., испр. К.: МАУП, 2002.
  10. Белова Е.Н., Гуртовенко Г.А., Бутенко С.В., Яковлева Н.Ф. Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография / Е.Н. Белова, Г.А. Гуртовенко, С.В. Бутенко, Н.Ф. Яковлева. Изд. 2-е стереотип. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013.
  11. Зимняя И.А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания / Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И.А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005.
  12. Игнатова В.В. Разработка педагогической стратегии как фактор становления личности / Становление личности в образовательном процессе: культурные и педагогические аспекты / Под общ. ред. В.В. Игнатовой, Г.А. Субоча. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2010.
  13. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер., 2005
  14. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Навстречу ребенку. Пособие для принимающих родителей. М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010.
  15. Новик И.Б. Моделирование как метод научного исследования. М.: Гардарики, 2005.
  16. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие / Г. Т. Базарова и др. М.: Изд-во «Проспект», 2009. (Семья для ребенка).
  17. Программы профилактики преодоления семейного неблагополучия / Под общ. ред. Яковлевой Н.Ф., Ивановой К.Д. Красноярск: ИП Азарова Н.Н., 2009.
  18. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Г.И. Климантовой. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
  19. Стратегия действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года. Приложение №1 к распоряжению Губернатора Красноярского края от 20.02.2013 года №44-рг.
  20. Указ Президента РФ от 01.06.2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  21. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст.3 / Российская газета №5976 от 31 декабря 2012 г.
  22. Яковлева Н.Ф. Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений: дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических кадров интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. Красноярск, 2013.
  23. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей-сирот: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010.
  24. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей-сирот: учебное пособие [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. Красноярск, 2013.
  25. Яковлева Н.Ф. Стратегический менеджмент в воспитании характера детей-сирот: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.

 

 



[1] Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2012 год.  Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

[2] Аналитическая справка об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Красноярском крае за 2012 год. Министерство образование и науки Красноярского края.

[3] Яковлева Н.Ф. Стратегический менеджмент в воспитании характера детей-сирот: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева.  Красноярск, 2013.

[4] Яковлева Н.Ф. Стратегический менеджмент в воспитании характера детей-сирот: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2013. – 472с.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика