Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Подготовка семьи к приему особого ребенка. Опыт МОУ Центр «Доверие» (г. Ярославль)

Авторы - Д.К.Хазова, педагог-психолог, руководитель структурного подразделения ПКЗС МОУ Центр «Доверие»; Т.А.Уразова, педагог-психолог МОУ Центр «Доверие», г. Ярославль

 

В последние годы проблема устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится все актуальнее. Тема семейного устройства активно обсуждается в СМИ, публикуются социальные программы и ролики, совершенствуется банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей - информация о детях становится более открытой и развернутой. В целом в государстве существует курс на развитие семейных форм устройства и реализацию права каждого ребенка на воспитание в семье. В частности вследствие этого, решение о приеме ребенка в семью часто бывает продиктовано эмоциональным порывом, недостаточно взвешенным.

 

Чтобы принять обдуманное решение, взвесить все «за» и «против», оценить собственные ресурсы и возможные риски, необходимо обладать максимально полной информацией о том, с чем может столкнуться семья в процессе приема ребенка. Для этого необходима соответствующая подготовка.

 

На базе МОУ Центр «Доверие» (г. Ярославль) работа по подготовке будущих замещающих родителей к приему ребенка в семью велась с 2007 года. В период с 2007 по 2012 г. подготовка была добровольной. Кандидаты в замещающие родители проходили психологическую диагностику, по ее результатам выдавалось заключение, в котором указывались возможные риски и факторы, способствующие успеху в роли принимающего родителя, давались рекомендации относительно пола, возраста принимаемого ребенка, предпочтительной формы устройства для данной семьи. По мере формирования групп кандидатов в замещающие родители специалистами центра проводились тренинговые занятия в двух вариантах - для желающих принять в семью младенцев и детей более старшего возраста. В практике центра были случаи, когда для принятия взвешенного решения кандидаты проходили обе подготовительные группы.

 

С сентября 2012 года в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ», письма Минобрнауки России от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», подготовка лиц, желающих взять ребенка на воспитание в семью, стала обязательной. Подготовка кандидатов в Ярославской области осуществляется по программе «Родительские университеты», утвержденной Указом Губернатора Ярославской области от 30 июля 2012 № 361. Несмотря на строгие требования к прохождению программы, количество желающих пройти подготовку не снизилось, а наоборот, возросло.

 

Некоторые из семей изначально ориентированы на прием ребенка с ограниченными возможностями, справедливо полагая, что только в семье можно создать условия для его развития, реабилитации и дальнейшей социализации. Большинство семей настроено на прием «здорового ребенка» без отклонений в развитии. При этом нельзя не учитывать тот факт, что подавляющее большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают рядом особенностей, в том числе отклонениями в развитии. Это может быть обусловлено множеством факторов, в том числе, особенностями протекания беременности и родов, развитием в неблагополучных условиях, последствиями пренебрежения и жестокого обращения, психологической травмой от разрыва с кровной семьей и пр. В том случае, если особенности ребенка или ограничения возможностей его здоровья не учитываются замещающими родителями в достаточной степени, возможно затруднение прохождения процесса адаптации семьи и ребенка, эмоциональное выгорание принимающих родителей, а также повышение риска повторных отказов от ребенка. Все вышеперечисленное еще раз подтверждает важность прохождения подготовки к роли замещающего родителя.

 

Воспитать ребенка с особыми потребностями в развитии может семья, обладающая соответствующими ресурсами для этого, прошедшая специальную подготовку и максимально реалистично оценивающая трудности, с которыми она может столкнуться.

 

Для приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, семья должна обладать следующими ресурсами: наличие взвешенного решения, семейная сплоченность, функциональность семьи, гибкость, подготовленность, информированность об особенностях детей-сирот, открытость, готовность обращаться за помощью, наличие социальной поддержки.

 

В ситуации приема в семью ребенка с особыми потребностями родители могут столкнуться со многими сложностями, в том числе с мифами относительно детей-сирот, неготовностью общества принять детей с особыми потребностями, отсутствием специально организованной среды для особых детей и низкой доступностью необходимых специалистов (медиков, психологов, коррекционных педагогов и др.)

 

Семейный психолог Людмила Петрановская выделяет две группы мифов относительно личностных особенностей детей-сирот.

 

«Оливер Твист». Такие дети изначально воспринимаются как хорошие, добрые, тонкие, честные, готовые всем сердцем полюбить того взрослого, который позаботится о них. Этот ребенок чудесным образом выносит из травматичного раннего опыта, обид и притеснений твердые моральные устои, принципы и идеалы. Все, что нужно этому ребенку - чтобы на его пути встретился добрый человек, который примет его в свою семью, будет ухаживать за ним, воспитает и даст образование. Ребенок-сирота будет благодарен ему и оправдает ожидания приемного родителя. К сожалению, в реальности так бывает не всегда. Ребенок, имеющий только негативный опыт, не может быть всегда покладистым, «простым», хорошим и благодарным. Благополучный ребенок, скорее всего, имеет за своей спиной положительный жизненный опыт, либо получает достаточно любви и поддержки в новой семье.

 

«Франкенштейн». Данный образ прямо противоположен предыдущему. Это «неправильным образом полученный» ребенок. Что в него ни вкладывай, как хорошо к нему ни относись - толку не будет. Его негативное поведение невозможно исправить, так как это генетически обусловлено. Такой ребенок будет пользоваться добротой своих приемных родителей, может стать источником конфликтов в семье, а когда вырастет - уйдет из семьи безо всякой благодарности к людям, воспитавшим его.

 

Данные мифы, конечно, сформулированы в утрированном виде. В сознании людей чаще присутствуют позиции максимально или в той или иной степени приближенные к одному из этих полюсов. Влиянию данных мифов подвержено большинство людей, напрямую не сталкивавшихся с детьми-сиротами. Развенчание мифов невозможно без массового информирования об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Существует также ряд мифов о потребностях детей-сирот.

 

«Главное - сироту хорошо обеспечить». При таком подходе основное внимание уделяется удовлетворению физических потребностей ребенка, считается, что в условиях детского дома они не могут быть удовлетворены. При этом в недостаточной степени удовлетворяются духовные потребности ребенка - в установлении привязанности, безусловной любви, принятии, внимании, уважении, поддержке со стороны значимого взрослого. На самом деле детям нужны не столько вещи, сколько отношения - прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире, силы жить.

 

«Воспитание в коллективе - то, что нужно детям». Зачастую, беспокоясь о развитии способностей ребенка, скорейшей его социализации и адаптации в обществе, родители стараются как можно раньше отдать ребенка в дошкольные образовательные учреждения, детские развивающие центры, кружки и секции. На самом деле, для ребенка, оставшегося без попечения родителей, первоочередной задачей является формирование устойчивой привязанности к узкому кругу близких лиц. Для этого ребенку необходимо достаточно длительное и стабильное пребывание в семейной обстановке. Также коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни [1].

 

По опыту работы специалистов Центра можно сказать, что общество зачастую настроено настороженно, а зачастую и негативно к приему в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Такое мнение могут высказывать родственники из расширенной семьи кандидатов, ближайший круг общения, педагоги. В такой ситуации замещающая семья лишается эмоциональной поддержки и помощи, особенно необходимой в период адаптации семьи и ребенка. Вследствие негативного отношения общества семьи могут закрываться и не обращаться за помощью даже в ситуации крайней необходимости.

 

Говоря о детях с ограниченными возможностями здоровья, стоит также понимать, что помимо принятия, они требуют к себе повышенного внимания и индивидуального подхода. Не каждый из взрослых, которые вступают в контакт с таким ребенком, готов на это.

 

Крупные населенные пункты в настоящее время начинают оборудоваться в соответствии с потребностями лиц с ограниченными возможностями для удобства их жизни и передвижения. К сожалению, данный процесс достаточно сложен, занимает длительный период времени, поэтому на данный момент необходимые условия существуют не в каждом населенном пункте. Также особым детям важно иметь свободный доступ к услугам квалифицированных узких специалистов, специально оборудованным коррекционным и реабилитационным центрам, специализированным учебным заведениям, которые есть не везде, могут работать на платной основе либо иметь очередь на запись к специалистам.

 

При подготовке кандидатов, желающих взять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и имеющего особые потребности, необходима организация работы по трем направлениям: информирование об особенностях и потребностях данных детей, работа с семьей по раскрытию семейных и личностных ресурсов, создание предпосылок для успешной интеграции вновь созданных замещающих семей в существующее сообщество замещающих родителей.

 

В основе подготовки семьи к приему ребенка с особыми потребностями рассматриваются последствия для его развития, вызванные разрывом с кровной семьей и спецификой раннего детского опыта и особенности ребенка, обусловленные состоянием здоровья. При подготовке кандидатов в замещающие родители информация подается четырьмя основными блоками:

 

1. Рассматриваются особенности детей, оставшихся без попечения родителей, во многом обусловленные травмой привязанности; важность привязанности для жизни и безопасности ребенка, ее нормативное развитие, возможности для реабилитации травмированного ребенка.

 

2. Обсуждается процесс адаптации замещающей семьи и ребенка, влияние на него индивидуальных особенностей и предшествующего опыта, прохождение нормативных кризисов и способы минимизации их последствий.

 

3. Раскрываются аспекты и стратегии воспитания детей в замещающей семье, способы преодоления последствий жестокого обращения, обсуждаются мифы, касающиеся воспитания приемных детей, такие как «Ребенок должен быть благодарен», «Главное - ребенка полюбить и тогда все получится», «Главная опасность - гены», «Воспитание в коллективе - то, что нужно детям» [1].

 

4. Обсуждается важность сохранения личной истории для ребенка, уважительного отношения к ней, стратегия взаимодействия с кровными родственниками ребенка.

 

В процессе информирования необходимо учитывать следующее: наше восприятие устроено таким образом, что человек с осторожностью и опаской относится к информации, которая не соответствует внутренней личностной позиции и сложившейся системе представлений. Работа на осознание и принятие этой информации является одной из важнейших частей работы с семьей.

 

Для кандидатов, изначально желающих принять в семью на воспитание ребенка с особенностями развития, в индивидуальном порядке организуется дополнительная работа с психологами,  коррекционными педагогами (дефектолог, логопед) и врачами-специалистами (невролог, психотерапевт). В ходе такой работы более развернуто рассматриваются причины, специфика и уровни задержки психического развития у детей, физиологические критерии норм развития, формы и программы коррекционной работы при различных отклонениях в развитии, организация домашней среды, соответствующей потребностям ребенка с ограниченными возможностями. При воспитании ребенка с особенностями развития для родителей очень важно с пониманием и принятием относиться к данным особенностям; потребностям, отличающимся от потребностей большинства детей; быть готовыми к тому, что уровень физического и психического развития ребенка может никогда не сравняться с уровнем развития, соответствующим возрастной норме, а также транслировать свое принятие ребенку.

 

Выявление и раскрытие семейных и личностных ресурсов кандидатов проходит как в рамках групповой работы, так и в индивидуальном консультировании. В ходе тренинговых групповых занятий участникам предлагаются упражнения, позволяющие осознать свои родительские качества, сильные и слабые стороны своего подхода к воспитанию приемного ребенка, неосознаваемые аспекты своего отношения к ребенку, оставшемуся без попечения родителей и его личной истории. В процессе групповых дискуссий и обсуждений происходит обмен опытом разных участников, что также меняет представление о собственных возможностях и ресурсах, актуализирует ранее неосознаваемые моменты восприятия ситуации приема ребенка. В процессе индивидуального консультирования проводится добровольная психологическая диагностика, которая помогает точечно определить сильные и слабые стороны принимающей семьи,  направление дальнейшей работы, степень взвешенности принятого решения, ведущие мотивы, которые лежат в его основе. Все это обеспечивает индивидуальный подход к подготовке каждой из семей.

 

Как специализированные службы сопровождения опекунов (попечителей), так и сами приемные родители создают клубы замещающих семей, группы обмена опытом и взаимной поддержки, что является ценным и очень важным ресурсом для действующих приемных семей, особенно для тех, кто находится еще в начале пути. Одной из задач подготовки кандидатов в замещающие родители является облегчение  интеграции в эту систему. Для этого на группах подготовки мы знакомим их с уже имеющимися клубами, опытом действующих замещающих родителей, в том числе и приемных родителей детей-сирот с особыми потребностями. На занятии кандидаты в замещающие родители получают ответы на интересующие их вопросы. Помимо этого, сам формат групповой тренинговой работы способствует сплочению, нахождению единомышленников. В дальнейшем зачастую эти семьи продолжают поддерживать контакт друг с другом, интересуются опытом и оказывают необходимую поддержку.

 

Несмотря на большое количество желающих принять в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, речь в подавляющем большинстве случаев идет о детях без серьезных отклонений в развитии и состоянии здоровья. Тем временем, именно для детей с особыми потребностями воспитание в семье и индивидуальное внимание являются наиболее важными и жизненно необходимыми для развития и реабилитации. Задача психологов, в частности, состоит в том, чтобы, с одной стороны, говорить о важности семейного воспитания именно для данной категории детей; с другой стороны, способствовать принятию взвешенного решения, основанного на четком понимании особенностей и потребностей данных детей, своих ресурсных и слабых сторон, и обеспечивать психологическое сопровождение и поддержку семьям, начиная с этапа принятия решения, до момента успешной адаптации ребенка в семье.

  

[1] Л. Петрановская. В класс пришел приемный ребенок. М.: изд-во «Студио-Диалог», 2009.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика