Новости
-
Вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
-
Вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
-
Вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
Значение принципа непрерывности во взаимодействии приемных семей со специалистами подготовки и сопровождения
Автор - Т.Р.Кондракова, психолог, СПбГУ СРЦ «Дом Милосердия», Санкт-Петербург. Источник - Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2016 г.
В настоящее время много внимания уделяется вопросу сопровождения приемных семей после размещения в семье ребенка, что является эффективной мерой профилактики вторичных отказов. Работая ведущей школы приемных родителей и занимаясь сопровождением приемных семей, я отчетливо понимаю, насколько важно взаимодействие с потенциальными приемными семьями на всех этапах подготовки к приемному родительству.
Однако до сих пор возникает много вопросов и препятствий, когда дело касается сопровождения приемных семей. Существует несколько моментов, которые осложняют процесс сопровождения. На этих моментах я бы хотела остановиться в этой статье. Не претендуя на то, чтобы ответить на все вопросы и осветить все проблемы, которые связаны с сопровождением приемных родителей, я хочу поделиться своими мыслями, которые возникли в результате опыта работы как с потенциальными и состоявшимися приемными родителями, так и с детьми, воспитывающимися в этих семьях.
Хочется остановиться на тех сложностях, которые возникают во время процесса подготовки к принятию ребенка в семью, а также, когда ребенок уже принят.
Я не случайно разделила эти два этапа. На практике между ними существует разрыв, что негативно влияет на процесс сопровождения семьи, разместившую ребенка. В это время часто теряется связь между специалистами и кандидатами в приемные родители. Но именно в это время, в переходный период, кандидатам нужна поддержка и понимание. Возникает вопрос: какой специалист должен заниматься этим? Специалист подготовки или специалист сопровождения? А может, эффективнее не разделять эти две функции?
Итак, когда начинается процесс сопровождения приемных родителей? На мой взгляд, он начинается в момент выдачи кандидатам в приемные родители в органах опеки и попечительства направления на обучения в школе приемных родителей. Именно там будущие родители должны ощутить нужность и важность этого обучения.
Зачастую психологическое заключение и сертификат о прохождении школы приемных родителей стоят в общем списке необходимых документов для принятия в семью ребенка, и кандидатами прохождение школы приемных родителей воспринимается как формальность. Это – первое препятствие, с которым сталкиваются специалисты, занимающиеся подготовкой кандидатов в приемные родители. Во время занятий мы объясняем потенциальным приемным родителям, что это обучение необходимо для того, чтобы минимизировать трудности и осознать то, с чем им придется столкнуться. Как правило, специалистам удается погрузить кандидатов в процесс подготовки. Если бы собрать всех кандидатов, с которыми мне пришлось работать, то получился бы хор, который в начале занятий скандировал бы: «Мы думали, это – формальность», – а в конце: «Это очень полезно всем родителям: и приемным, и кровным».
Но возникает вопрос: почему бы заранее не готовить кандидатов к тому, что это – очень важные и необходимые знания? Мотивировать их на желание получить эти знания, создать ситуацию вхождения в другую реальность, ощущение нового этапа жизни, осознание ответственности и готовности к сложному серьезному шагу, который полностью изменит их жизнь?
Тут возникает серьезная проблема, которая заключатся в том, что это возможно только при условии тесного межведомственного взаимодействия, только при общем понимании миссии, возложенной на все структуры, задействованные в этом процессе. Часто эти структуры преследуют разные цели и действуют только в рамках этих целей.
Это объясняется объективными причинами, такими как отсутствие человеческих ресурсов, ограничение во времени, большое количество кандидатов в приемные родители. Все это так, но это не дает нам право ставить подготовку к приемному родительству на поток. Регулярные встречи специалистов всех структур, задействованных в этом процессе, обмен мнениями, обсуждение важных вопросов, волнующих специалистов, могли бы помочь наладить взаимодействие между структурами и, возможно, сделать процесс подготовки более эффективным и осознанным для кандидатов в приемные родители.
Да, сегодня проводятся различные конференции, но они не дают желаемого результата. Это должны быть эффективные рабочие встречи, которые бы имели практический результат. В настоящее время существует большая потребность в обмене опытом, взаимодействии и в выстраивании рабочих цепочек.
Следующая проблема – это подготовка специалистов: как ведущих школу приемных родителей, так и специалистов сопровождения. Нет специализированной первоначальной подготовки для того, чтобы заниматься данной работой. Ею занимаются специалисты таких базовых профессий, как психолог, преподаватель, социальный работник. Только собственный опыт, знания и обучение внутри организации помогает специалистам осваивать эту непростую профессию. Но нельзя забывать, что для кандидатов в приемные родители прохождение школы – это единственный шанс получить систематизированные знания в области приемного родительства. И специалист не имеет право быть неквалифицированным и некомпетентным. А для этого необходима серьезная подготовка.
Говоря о школе приемных родителей, хотелось бы обратить внимание на то, что это своего рода обучение взрослых, которое строится на определенных принципах. Соблюдение этих принципов поможет эффективно организовать и структурировать процесс обучения, создать столь необходимую доверительную обстановку:
-
обучающемуся взрослому человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
-
он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
-
взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
-
взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
-
процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
-
процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.
Необходимо помнить, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения. Вместо лекций – преимущественно практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний.
Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.
Учитывая эти принципы и основываясь на знаниях об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, можно создать программу обучения специалистов, работающих в сфере подготовки кандидатов к приемному родительству. Интересно, что и их обучение будет основываться на этих же принципах.
Школа приемных родителей является важным звеном в процессе сопровождения. Именно в это время создается фундамент для дальнейшего взаимодействия между специалистами и приемными родителями. Продолжает работать принцип непрерывности, который очень важен для того, чтобы потенциальные приемные родители верили специалистам и не боялись обращаться к ним.
Очень важно не терять связь с кандидатами после того, как они закончили обучение в школе приемных родителей. Часто кандидаты теряют контакт со специалистами подготовки. Это связано с тем, что определенный этап закончен. И в это момент очень важно, как ведут себя специалисты подготовки, потому что почти всегда кандидатам необходима поддержка в этот период. И не важно насколько быстро они решатся на то, чтобы разместить ребенка в семье. Это – укрепление фундамента будущего сопровождения семьи, основывающегося на доверии специалисту.
Еще раз хочется обратить внимание на принцип непрерывности. Только при этом условии семья, которая часто не готова к сопровождению и обращается к специалистам только в крайних случаях, согласится на сотрудничество со специалистами на регулярной основе.
Процесс сопровождения – это очень сложный и творческий процесс, требующий регулярности, причем с учетом результатов предыдущих этапов взаимодействия со специалистами и новых потребностей семьи. Работа по сопровождению семьи основана на принципе минимизации какого-либо принуждения. Каждая семья имеет право на получение помощи и отказ от нее.
Сопровождение приемной семьи и детей направлено на создание таких условий, в которых все члены семьи постепенно приобретают способность к самостоятельному решению жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде. Можно выделить следующие задачи сопровождения:
-
формирование активной жизненной позиции у всех членов семьи;
-
повышение социально-психологической и педагогической компетентности;
-
мобилизация конструктивного потенциала приемной семьи.
Говоря о принципах сопровождения необходимо выделить следующие:
-
самоопределение клиента;
-
минимизация какого-либо принуждения;
-
личностный подход. В работе с семьей необходимо учитывать индивидуальные особенности семьи, интересы и потребности каждого ее члена. У семьи должна быть возможность выбора необходимого вида помощи;
-
конфиденциальность. Предполагает соблюдение профессиональной тайны специалистом, осуществляющим сопровождение семьи;
-
партнерство. Установление партнерских отношений специалиста с ребенком (детьми), замещающими родителями;
-
согласованность целей. Предполагает сравнение целей, сформулированных семьей и специалистом, выделение общих составляющих и базисной цели. Сопровождение приемной семьи включает в себя следующие действия: изучение и прояснение ситуации с учетом социального и психологического состояния семьи при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, оказание конкретной (при необходимости оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у семьи ресурсов для изменений в поведении и достижения оптимального функционирования, оказание услуг профилактического плана, имеющих своей целью не только удовлетворение потребностей, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденций.
Сущность всех принципов заключается в необходимости непрерывности сопровождения, что обеспечивает надежную связь специалиста с семьей, доверие семьи к специалисту. Говоря о непрерывности, следует отметить, что эффективность возможна только в случае сопровождения семьи специалистом одной и той же организации на протяжении длительного периода, по возможности с момента подготовки семьи к принятию ребенка до его взросления.
Необходимо учитывать, что подавляющее большинство семей, принявших на воспитание детей, особенно первый период времени с момента принятия ребенка, не обращаются за помощью сами. Это обусловлено тем, что приемные родители:
-
считают, что проблема недостаточно значительная, чтобы тревожить специалиста;
-
опасаются оценки своей некомпетентности как родители и изъятия ребенка;
-
не обладают временем для обращения к специалисту;
-
не знают координаты нахождения специалиста;
-
не верят, что возникшую проблему кто-либо способен помочь разрешить.
Активное сопровождение не обязательно предполагает регулярное и частое вовлечение родителей в общественные мероприятия, обследование ребенка или семейной ситуации с частым посещением специалистом семьи. Оно не предусматривает вмешательства в дела семьи, особенно в ситуации, которую родители могут разрешить самостоятельно.
Большая часть сопровождения состоит в регулярном общении специалиста с семьей, в том числе и по телефону. Задача такого общения – поддержка контакта и своевременное реагирование на ситуацию, в которой необходима помощь специалиста. Практика показывает, что даже если в семье все спокойно, родители ценят заботу специалиста и не реагируют негативно на его звонки.
При этом многие родители не понимают до конца роль сопровождающего специалиста. В моей практике встречались родители, которые пытались манипулировать специалистом и не соглашались на совместные действия. И тут необходимо вернуться к процессу подготовки приемных родителей. Именно на этом этапе родители должны понять, какое место во взаимодействии с ним будет занимать специалист сопровождения. Очень эффективно, если родители осознают, что сопровождение – это не внедрение в их семейную систему, не контроль, а помощь, направленная на профилактику проблем, которые могут возникнуть во время воспитания ребенка, предупреждение негативных моментов в поведении детей и их взаимоотношений с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций.
Хочется обратить особое внимание еще на один аспект сопровождения приемной семьи. Это – работа, направленная на профилактику эмоционального выгорания матерей и привлечение к воспитательской деятельности отцов приемных детей.
Можно сделать вывод, что задач у специалистов сопровождения довольно много. Но ни одна из них не будет решена, если не будут установлены доверительные отношения между специалистом и семьей, не будет создана безопасная среда, которая начинает формироваться в момент выдачи кандидату в приемные родители направления на обучение, когда запускается процесс непрерывности взаимодействия системы подготовки и сопровождения с потенциальными приемными родителями. Приемные родители должны доверять не просто специалисту, они должны доверять системе, в которой задействованы многие структуры. Пока у приемных родителей не будет ощущения целостности системы подготовки и сопровождения, невозможно будет добиться позитивного результата в регулярном взаимодействии специалистов и приемных родителей. Это должны быть совместные усилия всего профессионального сообщества.
Литература.
-
Леонова Е.Е., Харламова Ю.А., Оборина Ю.А. Программа сопровождения замещающих семей «В семье». – Новосибирск, 2013.
-
Материалы международной конференции «Правовые и психологические границы взаимодействия семей для помогающих специалистов в процессе семейного устройства, оставшихся без попечения родителей и сопровождения принимающих семей». - Санкт-Петербург, 2009.
-
Гайсина Г.И. Проблемы теории и практики сопровождения замещающих семей. - Уфа, 2013.