Новости
-
Вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
-
Вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
-
Вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
Подростковый возраст как фактор риска возникновения угрозы возврата
Автор - Марина Фещенко, соведущий подростковых программ, Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас» ), Москва.
В этой статье я кратко остановлюсь на особенностях подросткового возраста приемных детей и трудностях, с которыми сталкиваются приемные родители.
Подростковый возраст сам по себе является кризисным, протекает сложно как для самого подростка, так и для всей семьи. Это связано, прежде всего, со значительными изменениями, которые происходят с ребенком по мере взросления.
Часто характер этих изменений становится неожиданностью для родителей, и даже те, кто в теории знаком с особенностями этого возраста, оказываются не готовы к ним на практике.
Перечислим некоторые важные характеристики подросткового возраста:
-
Физиологические изменения, прежде всего на гормональном уровне. «Гормональный взрыв». Бурный физический рост, в том числе, внутренних органов, развитие вторичных половых признаков. Подросток в связи с этим не всегда может контролировать свое состояние. Он становится непредсказуемым. Случаются перепады от бодрого и активного состояния к вялому, заторможенному, резкие и не всегда объяснимые окружающим и самому подростку перепады настроения. Подростку бывает сложно привыкнуть к «новому» телу – к ощущениям и способностью управлять своими движениями, к своему внешнему виду.
-
Развитие рефлексии. Подросток активно начинает осмыслять окружающий мир, часто подвергая его критическому (и не всегда логическому) анализу.
Самоидентификация, необходимость составить о себе представление (кто я, какой я, что я могу, как ко мне относятся другие), часто зацикленность на себе.
-
Процесс сепарации от взрослых. Потребность в самостоятельности, снижении родительского контроля, принятии собственных решений. Потребность в личном пространстве (своя комната, вещи, возможность слушать любимую музыку, потребность в уединении).
-
Ведущим становится общение со сверстниками, подросток ищет референтную группу, с которой стремится слиться. Часто подросток бывает некритичен и слепо копирует модели поведения и отношений, принятых в данной группе, необходимость быть частью общности преобладает.
Особенности подросткового периода приемного ребенка:
Когда семья принимает на воспитание подростка, у него накладываются друг на друга две сложные и противоречивые задачи: с одной стороны, возрастная задача – сепарация от взрослых, прежде всего от значимого взрослого; с другой - адаптация в семье и выстраивание привязанности со значимым взрослым. Адаптация включает, в том числе, возрастной регресс и необходимость пройти, в том или ином виде, более ранние этапы развития. Из-за этого поведение подростка настолько противоречиво и нелогично, настолько изменчиво, что и он сам, и взрослый находятся в состоянии постоянного стресса.
Подростковый возраст характеризуется двойным посылом по отношению к значимому взрослому: «отстань от меня, перестань контролировать, я уже взрослый», но при этом – «я нуждаюсь в твоей любви, заботе и защите». Поэтому подростка бывает очень сложно понять, и он сам не понимает себя.
Также подростки часто живут сиюминутными решениями, с трудом выстраивают причинно-следственные связи и не могут просчитать последствия своих поступков.
При этом приемный подросток может довольно легко нащупать «болевые» точки родителя и своими проявлениями провоцировать его.
Сложные аспекты взаимодействия родителя и приемного подростка:
Важно отметить, что все нижеперечисленное может происходить и в семьях с кровными детьми по мере их взросления, но в приемных семьях добавляется своя специфика, связанная с особенностями приемных детей.
Ожидание благодарности за вложенный в ребенка труд. А в ответ – «неблагодарность», «наплевательское» отношение подростка. Часто это становится просто невыносимым для родителя, нарочитое хамство подростка серьезно оскорбляет и глубоко ранит.
Встречаются случаи, когда подросток заявляет о том, что он не хочет жить в этой семье, что ему здесь плохо, лучше б его не брали. Это может принимать и более радикальные формы – поход подростка в опеку или бывший детский дом. И здесь, если родитель попадет в травматические переживания, где сложно дистанцироваться и удерживать позицию взрослого, велика вероятность, что он сдаст рубежи, объясняя зачастую это тем, что подросток «сам так решил», что заставить его невозможно и т.п. Здесь может произойти перекладывание ответственности на того, кто психологически еще просто не в состоянии ее нести. Подросток не может в силу ограниченного жизненного опыта и неумения простраивать долгосрочные последствия своих действий оценить серьезность своего шага.
Даже если действие не импульсивно, а решение вынашивалось какое-то время, подросток зачастую просто не в состоянии оценить последствия в контексте своей жизни.
Ожидание результатов (например, в учебе, в занятиях), чтобы окупились вложенные в ребенка усилия (кружки, студии, репетиторы и т.п.)
Вместо этого подросток может, напротив, бросить все, чем он занимался, даже если достиг в этом определенных успехов, отказаться от того, что раньше составляло большую часть его жизни и залечь на диване/засесть в интернете/часами пропадать на улице/болтать «ни о чем» по телефону.
Неготовность к определенным проявлениям – курение, пробы алкоголя, наркотиков, бурное сексуальное развитие или раннее начало половой жизни.
Если родитель не проходил это в собственном опыте или с другими детьми (и даже если проходил) подобные события именно в случае с этим ребенком становятся шокирующими.
Здесь опасными становятся ярлыки и штампы, которые очень быстро приклеиваются – типа «наркоман», «проститутка». Может возникнуть мнение, что это «гены», неискоренимое влияние дурной наследственности.
Неготовность обсуждать тему происхождения подростка, страх, неприятие кровных родителей. Может возникать ревность, если подросток проявляет любовь к кровным родственникам, страх, что он «выберет», захочет уйти к кровной матери.
Самоидентификация - одна из важных возрастных задач подростка. В связи с этим актуализируется потребность в информации о кровных родителях, или чувства, связанные с ними (это может проявляться и как стремление найти их, и как негативизм, отказ что-либо слышать, явная или скрытая агрессия к ним).
Часто эта тема болезненна для приемных родителей. Если тема в семье замалчивается, избегается, это создает дополнительное напряжение и для родителей, и для подростка, поле для домыслов. Много внутренних ресурсов уходит на подавление связанных с темой эмоций. Бывает, что приемные родители отзываются о кровных негативно, и важно понимать, что в этом содержится скрытое послание подростку – «ты плохой» (потому что те, кто тебя родил, плохие). Подросток может бессознательно «пойти по кривой дорожке» - начать пить, употреблять наркотики и т.п., поскольку неосознанная потребность в идентификации с кровными родителями на самом деле есть.
Здесь добавляется еще такая тема, как агрессия подростка по отношению к кровным родителям (прежде всего, к матери). Это может быть очень глубинный и, что важно, бессознательный процесс – гнев за то, что бросила, не защитила, оставила в одиночестве и т.д. Как правило, количество и истинный «адресат» этой агрессии не осознаются, но эта составляющая всегда есть. Приемная мама получает все эти эмоции, направленные на себя, как наиболее значимая для подростка фигура.
В этой таблице кратко зафиксируем конфликтогенные моменты в отношениях родителя и подростка:
Позиция родителя |
Проявления подростка |
Ожидание благодарности за вложенный в ребенка труд. |
Хамство, заявления, что не хочет жить в семье, может пойти в опеку. |
Ожидание определенных результатов в учебе, в занятиях.
|
Безразличие к учебе, может бросить все занятия. |
Неготовность к определенным проявлениям и к работе с такими ситуациями. Растерянность, сильные эмоции. Категоричность в суждении о подростке, «виноваты гены».
|
Курение, употребление алкоголя, наркотиков, ранние половые связи, плохая компания. |
Неготовность обсуждать тему происхождения подростка. Подавленные или непережитые эмоции по отношению к его кровным родителям (страх, гнев, презрение и т.п.) |
Интерес к кровным родителям, стремление узнать о них больше, проявления любви, сравнения не в пользу приемных родителей.
|
Родители во взаимодействии с подростком:
Часто за поведением родителей стоит неготовность изменения своей родительской позиции, перехода от отношений с маленьким ребенком, который зависим от взрослого, к отношениям, больше основанным на диалоге и взаимном уважении, учитывающим возрастные потребности и задачи подростка, а так же его индивидуальность.
Это может проявляться как:
- жесткие рамки (либо так, либо никак);
- гиперконтроль, требование отчитываться за каждый шаг;
- отказ предоставлять личное пространство подростку (начиная от своей комнаты или угла в доме, продолжая свободным временем, собственными деньгами и т.п.);
- отказ предоставлять выбор подростку даже там, где он вполне посилен и не представляет угрозы для жизни и здоровья.
Также за действиями родителей подростка может стоять страх, что подросток будет неуспешен в жизни (не будет учиться – выгонят из школы – не устроится на работу – не сможет жить самостоятельно; бросил секцию – ничего в жизни не добьется – скатится на социальное дно).
В приемной семье этот страх усиливается, т.к. присутствует мнимый или действительный социальный контроль, опасность внешней оценки успешности родителя в выполнении своих родительских функций. Именно этот страх часто заставляет родителей ужесточать требования.
Многое зависит от того, какие установки есть у родителя на тему успешности. Например: «Хорошие оценки – залог успеха в будущем».
«У подростка не должно быть свободного времени, оно все должно быть занято учебой и дополнительными занятиями».
Это может быть повторение собственного опыта, не всегда удачного. Или родитель стремится в воспитании избежать ошибок, которые, как он считает, были в его жизни.
Еще одна тема – психологические травмы приемных родителей. Многие травмы, последствия нарушенных детско-родительских отношений или каких-то событий в личной истории, продолжают влиять на жизнь взрослого человека. Определенные проявления подростка могут становиться для родителя не просто неприятными, а именно травмирующими. Запускаются бессознательные механизмы, и родитель попадает в острые переживания или с трудом контролируемую агрессию. В этом состоянии взрослый может регрессировать и из взрослой позиции перейти в детскую.
Также бывает, что подросток и родитель «совпадают» по травме (например, опыт сексуального насилия в прошлом), и тогда в их контакте происходит ретравматизация. В подобных ситуациях сложность в том, что их трудно предугадать и подготовиться к ним. Очень важно, насколько родитель осознает проблему и готов работать со своим состоянием.
О ресурсах в отношениях родителей и подростка:
Противоречия и конфликты между подростком и его родителями могут привести к потере контакта и нежеланию или невозможности его восстанавливать. Это один из основных рисков данного этапа, т.к. подросток в этом случае теряет близкого взрослого, который может позаботиться о его физической и психологической безопасности, к которому можно обратиться за помощью.
Сохранение отношений, возможность разговаривать о чувствах и переживаниях, выражать эмоции – то, что помогает пройти через этот непростой период. Важно помнить, что тяжело как родителю, так и подростку, каждому по-своему. И то, какой ресурс для самоподдержки есть у каждого из них, влияет на их взаимодействие.
Что может помогать родителю:
- Взрослому очень важно быть внимательным к себе, знать и использовать свои собственные способы, которые помогают восстановить физическое и эмоциональное состояние.
- Кроме того, это возможность и готовность обратиться за помощью к друзьям, родственникам, в сообщества приемных родителей.
- Возможность брать паузу - начиная от 15 минут в течение дня, посвященных только себе/ час-два прогулки или занятий вне дома/ вечер, когда подросток ночует у знакомых/ или неделя, месяц, несколько месяцев, когда подросток в лагере.
Часто такая пауза становится глотком свежего воздуха для семьи, возможностью «остыть», переосмыслить происходящее, да и просто физически отдохнуть друг от друга.
- Отдельно выделим готовность обращаться за помощью к специалистам.
Дополнительным ресурсом становятся:
- Знание возрастных особенностей (физиология, психология, возрастные потребности и задачи).
- Информированность об особенностях приемных детей и подростков, о том, как проходит адаптация.
- Готовность к диалогу с подростком (интерес к его мыслям, чувствам, мнению).
- Воспоминания о своем подростковом возрасте.
Общие рекомендации родителям подростков:
1. Предоставить личное пространство. У подростка обязательно должны быть личные вещи, неприкосновенные для остальных членов семьи. Если нет своей комнаты, то по-другому организованное место.
2. Зона ответственности (это могут быть какие-то обязанности по дому, закрепленные за подростком).
3. Зона свободы – например, возможность выбора и принятия решений. Это могут какие-то небольшие моменты (начиная от того, что надеть или что есть на завтрак), в которых выбор подростка принимается взрослым.
4. Небольшая сумма карманных денег, которую подросток может тратить по своему усмотрению. (Это предполагает дополнительную работу родителя – познакомить подростка с семейным бюджетом, статьями расходов, из каких соображений распределяются деньги в семье.)
5. Совместные обсуждения некоторых общесемейных вопросов, планов.
6. Желательно найти приятные и родителю, и подростку способы совместного времяпрепровождения (не связанные со школой и выполнением домашних заданий).