Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Новости

Терапевтические и коррекционные аспекты творческих занятий в развитии особых детей

Автор: Екатерина Фиалкова, лечебный педагог, Общественный ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми.

 

По основной специальности я  лечебный педагог (или специальный педагог). Общий стаж работы с детьми 15 лет. С 2002 года я работала с детьми со сложной структурой нарушений (РДА, тяжелые интеллектуальные нарушения, ДЦП, туберозный склероз, эпилепсия, слабовидящие дети и незрячие) в ДО «Наш Дом» (Москва, Ясенево). Училась в МГПУ, в Московском образовательном центре лечебной педагогики и социальной терапии им.Иты Вегман.

 

С октября 2013 года я работаю в Ресурсном центре помощи приемным семьям с особыми детьми (проект БФ «Здесь и сейчас»). Занятия проводятся в рамках программы «В школу с радостью!» (группа подготовки к школе), первый этап которой реализуется на базе центра с февраля 2013 г. по май 2014 г.

 

В группе занимаются дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), пережившие травму потери кровных родителей и имеющие некоторые диагнозы (ЗПР, ЗРР, различные соматические заболевания). Сейчас дети живут в приемных семьях, в которые были приняты в разном возрасте.

 

Программа занятий направлена на формирование у детей навыков коммуникации, саморегуляции, повышение познавательной активности, владения своими эмоциями, на улучшение сенсорной интеграции и развитие творческих способностей.

 

Занятия проходят 2 раза в неделю. Программа состоит из занятия по сенсорной интеграции, коррекционно-развивающего блока и творческого занятия.

 

 

Почему так важны творческие занятия вообще для всех детей и для особенно детей, перенесших травму? Почему важно освоить навыки рисования, рукоделия ремесел и перепробовать как можно больше всего? Для детей вся эта возня с материей не просто познание окружающего мира, но и возможность понять себя, возможность подражать взрослым и учиться через игру просто жить. А также для детей, перенесших травму, - это реальный терапевтический процесс.

 

Происхождение и эволюция человека тесно связаны с трудом. Человек познавал себя, познавая мир в творчестве. В каждом племени и народе хранились предания о богах, научивших людей ремеслам, о каждом ремесле была своя история. Все, с чем человек соприкасался, преображалось в его руках: глина, камни, металл, деревья, растения, шерсть, шкура, кости животных и даже насекомые. Человек делал те вещи, которые нужны были ему в повседневной жизни, но вещи были красивыми, полезность в чистом виде не существовала, а искусство пронизывало всю жизнь. Преобразуя бесформенную материю, человек переформировывал самого себя. С развитием цивилизации усложнялись техники ремесел, а люди становились искусней, гибче телом и умом. Искусство и ремесло были нераздельны. Каждое ремесло несет в себе особое взаимодействие с материей, всякая материя требует к себе индивидуального внимания, обращения, подхода.

 

Каждое ремесло или вид ручной деятельности по-особому влияет на человека и особенно на ребенка. На роль ручного труда для психического развития детей указывали Летуновская, Дульнев и другие.

 

 

У приемных детей наблюдаются те или иные нарушения в развитии и восприятии мира, обусловленные самыми различными причинами, часто отсутствует интерес к процессу познания. Частично их интересуют просто сенсорные ощущения от встречи с материалом, хотя порой дети могут этого стесняться. У кого-то есть стремление к результату, но наличествует страх перед началом какой-то новой деятельности, страх собственной неуспешности. Очень низкая самооценка блокирует творческий интерес. Подчас ребенок ориентирован на похвалу взрослого, приемного родителя или преподавателя, больше, чем на удовольствие от процесса «деланья», игры, рисования. Приходится прилагать немало усилий, чтобы увлечь, «разыграть» ребенка. Ему требуется много терпения и поддержки. При этом каждый материал интересен по-своему, каждая игра развивает, расширяет понимание.

 

Как только малыши начинают ползать, они принимаются изучать все, что попадается им на пути: песок сыпется, земля мягкая, вода мокрая, ваза бьется и т.д. С возрастом  способ познания меняется: вода моет, глину можно мять, лепить, из песка делать куличики. Подражая взрослым, через игру дети осваиваются в этом мире.

 

Можно выделить четыре основных этапа знакомства или общения с материалом.

 

1. Возможно, сначала ребенка будут интересовать собственные ощущения от соприкосновения с материалом (не так важно, что это: песок, глина, шерсть). Интерес к материи и интерес к собственным ощущениям развиваются одновременно: запах, вкус, тактильные впечатления. Знакомство с материалом происходит на уровне телесных чувств, а не интеллекта, при этом ребенку надо называть то, с чем он соприкасается, давать определения свойств материала, который предложен для изучения. Так, акварельная краска  течет на мокром листе, и широкая кисточка оставляет яркий цвет, вызывающий восторг.

 

2. Следующий шаг – развитие интереса к изменению, происходящему с материалом  (глина, шерсть, нитки и т.д.), и собственной деятельности. Осознание связи между деланием и изменением – следствием делания. Долго нитку мотали - получился клубок. На глиняный шарик пальцем нажали - остался отпечаток, выемка (маленькое чудо). Ребенок может радоваться и самому действию, и микрорезультату, пускай это еще не кукла или не ваза для цветов. Или радоваться тому, что краски смешиваются и получаются новые цвета, оттенки – это волшебство само по себе, без всякого навязанного взрослыми сюжета.

 

3. Радость узнавания, радость результата. Желательно, чтобы изделие получалось в течение одного занятия: кукла из ниток, птичка из шерсти, гном, мозаика. Даже если ребенка поначалу больше интересует действие и собственные ощущения, постепенно, раз за разом, он начнет понимать и радоваться результату. Надо добавить, что если у ребенка не хватает возможностей делать все самостоятельно, но он вполне понимает происходящее, то даже совместно с взрослым  «рука в руке» сделанная  игрушка приносит радость и воспринимается как сделанная собственноручно.

 

4. Четвертый этап – свобода сотворчества с материалом, знание всех его свойств и возможностей и умение воплощать задуманное. А также возможность поделиться результатом с близкими людьми.

 

Эти четыре этапа освоения мира относятся ко всем материалам, окружающим ребенка, будь то песок, глина, тесто для готовки, кубики или краски. Каждый этап невероятно важен не только для познания мира, но и для полноценного развития телесного, сенсорного опыта у ребенка, для развития всех телесных чувств. Для взрослых можно добавить и пятый пункт: изготовление того, что нужно людям (строить дома, прокладывать дороги и т.д.).

 

При занятиях с детьми, у которых нет интереса к результату  или интерес не так не ярко выражен либо очень слабый, преподавателю важно проявлять максимум терпения. С течением времени интерес и к процессу работы и к ее результату непременно пробуждается. Именно это и является целью любой творческой работы.

 

Я запланировала в течение года рисовать с детьми акварелью и мелками, работать с аппликациями, заниматься  лепкой и немного рукоделием. Осенью мы начали работать с природными материалами, делали аппликации из листьев, гирлянды. В этом было заложено много всего: и тактильные ощущения, и более глубокое переживание осени (было понятно, что дети не очень-то понимают, как происходит смена времен года). Заодно можно было понаблюдать, кто как пользуется клеем, иголкой (при изготовлении гирлянд). Работали мы и совместно с родителями, были домашние задания. Потом уже перешли к аппликациям из бумаги, я соединила рисунок и аппликацию, чтобы ребята успевали сделать задание в короткое время - их внимания хватало не очень  надолго. В работу включались родители - помогали детям доделывать работы, оформлять в красивые рамы (вышивки, например).

 

К примеру, на занятиях лепкой одни дети просто увлеченно мяли пластилин - им было трудно сделать заданную фигурку - а другие успевали слепить целый сюжет и поиграть. Каждый ребенок получал и проигрывал то, что для него было более актуально. На следующем занятии уже у всех были какие-то сюжеты, ребята с интересом смотрели, что делают их товарищи, повторяли или ориентировались на заготовленные образцы, учились вместе с взрослыми осваивать новые формы. Когда мы вернулись к лепке два месяца спустя, хорошо было видно, что дети помнят из предыдущих занятий, где остались блоки, страхи. Приходилось заново осваивать какие-то навыки.

 

Самое важное было, чтобы они увлеченно могли делать предложенное  задание,  не боялись спрашивать, просить помощи взрослого. А также  научились не бросать то, что не получается, а доделывать, исправлять.

 

Особо, в качестве метода терапии, я бы хотела выделить рисование акварельными красками.

 

Цвет - он вокруг нас, он о многом говорит, создает настроение, воздействует на нас, даже если мы этого и не замечаем. Синее море, темные тучи или серый дождливый день... - и совсем другое настроение в яркий солнечный день на цветочной поляне.

 

Если маленькому ребенку просто дать краски и не учить его рисовать предметы, легко убедиться, что малыш может и огромный лист наполнить одним цветом, восхищаясь самим процессом. А, возможно, ребенок начнет экспериментировать с красками, наблюдая, как они смешиваются и меняются от «встречи» друг с другом. Особенно «свободно» чувствуют себя акварельные краски на мокром листе бумаги. Если дать ребенку широкую кисточку и большой лист, то удовольствия от такого рисования много, а рисунок все равно будет быстро завершен -  сам след от прикосновения кисточки получается широким, ярким, и это восхищает ребенка.

 

Однако все это «работает», если ребенок достаточно свободен и ориентирован на познание, на эксперимент, на игру!  На занятиях с приемными детками мне приходилось преодолевать и их страх, и множество стереотипов. Они не могли сосредоточиться при объяснении задания, и даже демонстрация моих работ (образцов) им не помогала. Детям очень хотелось рисовать какой-нибудь «выученный» ранее сюжет.  Когда появилась возможность перейти к открытому цвету, к «просто» цветным пятнам на листе бумаги, дети смогли наблюдать, как краски могут «подружиться» и в результате получаются новые цвета, а не пугаться «непослушной» кисточки, новой техники рисования, непонятного задания. Интересно было наблюдать за ребятами, слушать их комментарии. Кто-то начал уходить в «мазню», ловя при этом «сенсорный кайф». Кто-то в пятнах видел домики или великанов. Через пару месяцев я уже слышала от девочек: «Как красиво!»,  - реакция на нежные переходы цветов.  Или пояснения: «А здесь будет солнце и туча!»,  - там, где просто синяя туча и рядом желтый свет.  Уставали они от такого процесса быстрее, чем от лепки или работы с аппликациями, так как работа с цветом напрямую воздействует на эмоции.

 

В течение первых двух месяцев мы рассматривали все рисунки, обсуждали, у кого нежнее цвета, у кого ярче, на какой картине больше синего, а где яркое, праздничное настроение. Отучились ругать чужие рисунки, а, напротив, научились рассматривать. Сейчас дети смотрят, кто как рисует, комментируют, перенимают и учатся друг у друга. Многие стали внимательнее прислушиваться к моим заданием. Бывает, что кто-нибудь хочет нарисовать точно так же, как у меня, но я прошу поиграть с предложенным сюжетом или цветами, поискать свое. Дети чувствуют себя увереннее и спокойнее, позволяют себе свободу, импровизацию, исследуют. Им уже не надо оглядываться на преподавателя - они сами видят, когда выходит красивое сочетание цветов. Конечно,  не на каждом занятии так получается - ребята очень зависят от своего настроения, от обстановки дома, но разница очевидна.  И свобода владения этой техникой дает им возможность, например, выражать свои чувства.

 

Однажды я попросила детей обдумать свое настроение, и решить, какой цвет им бы хотелось выбрать для рисования. Один из мальчиков сказал: « Я злой! Я хочу рисовать черным и красным!»  Пришлось искать компромисс: «договариваться» на синий цвет (черные краски мы не использовали). Он нарисовал темно-синее море и красный корабль. Да, у меня так и не получается до конца «увести» всех детей от конкретного сюжета, но надо было видеть, как долго этот ребенок изображал синим цветом море, делая цвет глубже и темнее - он полностью был погружен в процесс и после занятия показывал с гордостью рисунок маме. В то же время, нежный, чувствительный ребенок нарисовал нежно-зеленый холм с почти прозрачным бледно-красным домом. 

 

Через цвет можно помочь детям  «прожить» не только свои эмоции (свое внутреннее состояние), но также и то, что несут в себе сам цвет или цветовые сочетания. Обволакивающий, успокаивающий синий, радостный желтый или возбуждающий (если его много) ярко-красный. Надо отметить, что в этой группе я давала ярко-красный лишь один раз - это было слишком сильное для таких детей впечатление.

 

Через цветовые сочетания также можно передавать и более сложные настроения, природные явления, времена года - это когда дети уже освоились с техникой, они свободно чувствуют себя в пространстве листа, понимают, где у него границы,  где «границы» цветов и как их «подружить». Дети старшей группы неплохо ориентировались в этом уже к весне.

 

Ручная деятельность является исходной в процессе обучения. Работа с различными материалами (шерсть, пластилин, бумага, природные материалы и т.д.) пробуждает, расширяет  интерес детей к окружающему миру и к собственным тактильным ощущениям. Активное влияние лепки, валяния, рукоделия на телесные чувства (осязания, собственного движения и т.д.) помогают ребенку в развитии осознанной деятельности, преодолению сенсорных страхов, пробуждают интерес к деланию, к творчеству. Соответственно оказывается влияние на развитие эмоционально-волевой сферы и интеллектуальных возможностей ребенка.

 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика