Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Как собаки-терапевты помогают детям?

Автор: Йентл Хофвейкс, специалист по энимал-терапии, фонд P.E.T., перевод Натальи Быстровой

 

Взаимоотношения между людьми и животными

 

Связь человека с животными - феномен, существующий с тех пор, как люди начали одомашнивать диких животных. Сегодня животные-компаньоны очень быстро становятся частью семьи именно благодаря этой особой связи с человеком. Связь человека и животного определяется как «взаимовыгодные и динамичные взаимоотношения между человеком и другими животными, определяемые такими типами поведения, которые критически важны для здоровья и общего самочувствия обеих сторон. Эти типы поведения включают в себя, но не ограничиваются, эмоциональным, психологическим и физическим взаимодействием людей, других животных и окружающей среды» (Комитет Американской Ветеринарной Медицинской Ассоциации).

 

Еще в 1995 г. американская ученая Бет Эллен Барба выдвинула теорию о том, что роли в отношениях между человеком и животными часто копируют роли в отношениях «человек-человек», особенно хорошо это видно на примере «родитель-ребенок». Точно так же, как дети опираются на взрослых, домашние животные зависят от своих хозяев, требуют заботы, внимания, защиты и помощи в общении с окружающим миром (например, когда хозяину необходимо объяснить ветеринару, что болит у собаки или кошки).

 

Владельцы животных склонны к формированию антропоморфного отношения к своим питомцам, проектированию на них человеческих эмоций, чувств, мотиваций, качеств, и часто - к восприятию питомцев как полноценных компаньонов, наравне с другими людьми. Жизнь с домашним животным, как правило, создает у человека ощущение большей защищенности, уверенности и стабильности.

 

Влияние животных-компаньонов на человека происходит как в физической плоскости, так и в психологической.

 

Влияние на психологическую сферу

Влияние на физическую сферу

Стимулирование взаимодействия с окружающим миром

Снижение частоты сердечного ритма

Развитие способности к эмпатии (сочувствию) у детей

Снижение кровяного давления

Развитие памяти и коммуникативных навыков

Успокаивающий эффект

Усиление концентрации

Снижение стресса

Развитие когнитивных навыков

 

Выражение чувств привязанности и симпатии

 

Выражение эмоций

 

Развитие моторных навыков

 

Реализация потребности в физическом контакте

 

 

Энимал-терапия

 

В связи с тем, что взаимодействие человека с животными было признано полезным для физического и психического здоровья, интерес к использованию животных в области здравоохранения постоянно рос последние 30 лет, и подобное взаимодействие получило название энимал-терапии (Animal Assisted Interactions). Этот вид терапии был утвержден научным сообществом и поставлен в один ряд с арт-терапией, музыкальной и танцевальной терапией. Как правило, энимал-терапию разделяют на два направления:

- «Медицинская» терапия подразумевает включение животного в общий план лечения конкретного пациента. Для этого требуется лицензированный терапевт, специально обученное животное, а также четкие цели и показатели, которые будут достигнуты в результате терапии.

- «Игровая» терапия подразумевает встречи животных со всеми людьми, которым нужна помощь (помощь в развитии, обучении, выздоровлении, социализации и пр.). Этот вид терапии может проводиться волонтерами вместе со специально отобранными (но не обязательно прошедшими особое обучение) животными, в результате чего достигаются более общие цели, не связанные напрямую с медицинскими показателями.

 

В развитых западных странах оба вида терапии уже активно применяются для работы с детьми и взрослыми. В развивающихся странах, в частности, в России, энимал-терапия находится пока в зачаточной стадии, несмотря на то, что спрос на нее невероятно велик. Однако и здесь организации, практикующие энимал-терапию, постепенно начинают появляться. Например, на территории Москвы и Московской области с 2013 года работает фонд PET (Paws Expel Troubles - Лапы Решают Проблемы), который специализируется на «игровой терапии» и посещает пациентов в хосписах, домах престарелых, детских домах-интернатах, а так же работает с другими детьми и взрослыми, которым необходима такого рода терапия. Результаты не заставляют себя долго ждать, в связи с чем, все больше и больше организаций выражают желание попробовать энимал-терапию для улучшения самочувствия и повышения уровня жизни своих подопечных.

 

Страхи и фобии по отношению к животным

 

Почему же энимал-терапия так активно распространена в одних странах и так тяжело продвигается в других? Как связан невысокий уровень культуры и образования c препятствием внедрению животных в качестве помощников? Одна из главных проблем, которую вызывает недостаток культуры и образования - это необоснованный страх перед животными. Исследования доказывают, что страхи и фобии у детей появляются в результате воздействия как наследственно обусловленных причин (минимум на 50%), так и факторов воздействия окружающей среды. Обращаясь к последним, нужно отметить, что в процессе обучения и развития у детей усиливаются многие страхи по ряду причин:

- Выработка условных рефлексов. Ребенок начинает бояться тех или иных вещей после неудачного опыта взаимодействия с ними.

- Моделирование. Ребенок начинает бояться объекта, наблюдая, как другой человек панически реагирует на тот же объект.

- Обработка негативной информации. У ребенка формируется чувство страха в результате восприятия пугающей его информации об объекте.

 

Можно с уверенностью утверждать, что в данном случае больше всего на поведение ребенка влияют родители, как основной его источник информации.

 

Голландскими учеными (Мурис, Ван Звол, Хьюдинг, Майер) был проведен эксперимент, в течение которого детям показывали картинку с изображенным на ней неизвестным животным и просили оценить, насколько оно страшное. Затем изображение показывали родителям, но в этот раз оно сопровождалось положительным, устрашающим или двусмысленным комментарием относительно характеристик животного. На следующем этапе родителям предложили несколько незаконченных историй с участием того же животного - встреча с ним в парке, к примеру, - и родители должны были сами придумать окончание истории и рассказать его своим детям. После этого страх детей по отношению к животному был измерен снова. Опыт показал, что родители очень сильно влияют на страхи своих детей.

 

Безусловно, этот вывод распространяется и на другие реакции ребенка. Выработка условных рефлексов, моделирование поведения, обработка информации происходят постоянно и формируют отношение ребенка к окружающему миру в целом. Эта особенность ярко проявляется в отношении детей к домашним животным (собакам, кошкам, кроликам, хомякам и пр.), в том числе, к бездомным, оказавшимся на улице. Дети, растущие в семье без домашних животных, либо не умеющие правильно взаимодействовать и общаться с ними, не понимающие их поведения, гораздо чаще страдают от страхов по отношению к животным в других семьях, на улице, к животным в дикой природе. По мере взросления ребенка его страх перерастает в агрессию, сперва незаметную и сдерживаемую, затем открытую. Через определенное время эта агрессия переносится и на других людей - более слабых и уязвимых. Подобные страхи и отношение к окружающему миру - животным, растениям, другим людям - могут формироваться, изменяться и искореняться под влиянием родителей.

 

Когда ребенок с мамой идет по улице и встречает бездомную собаку, у мамы есть несколько вариантов действий:

а) выразить страх и неприязнь к животному, сказать «фу, какая грязная и злая псина, не трогай ее ни в коем случае, она тебя укусит», формируя тем самым в своем ребенке страх и агрессию;

б) либо выразить сочувствие и жалость по отношению к животному, предложить ребенку купить для собаки сосисок в магазине и накормить ее, сформировав у ребенка ответственное и заботливое отношение к более слабым существам. Параллельно со вторым вариантом следует так же рассказать ребенку о «языке животных» - как узнать по позе собаки, что она боится, что она дружелюбна, что она защищает щенков или что она просто идет по своим делам. Это не только расширит кругозор ребенка, но и позволит ему грамотно и безопасно реагировать во время очередной встречи с животным, без страха и паники.

 

 

Вторая ситуация. Мама с ребенком идут по улице и встречают незнакомого человека с собакой на поводке. Варианты действий:

а) Взять ребенка за руку покрепче, притянуть к себе максимально далеко от собаки, запретить приближаться к животному и выразить свое неудовольствие появлением собаки в принципе, например, крикнуть хозяину собаки: «Развели тут псарню в городе!» или «Вообще-то на собаке намордник должен быть!» или «Собаки эти весь двор загадили, ступить некуда!». Таким образом, у ребенка сформируется нелюбовь к животным в принципе, а также понимание, что животные опасны, их следует бояться и максимально избегать. В будущем эти нелюбовь и страх перерастут в агрессию.

б) Поздороваться с хозяином собаки, сделать комплимент животному, узнать - можно ли ребенку погладить собаку, и затем предложить ребенку это сделать и познакомиться таким образом с собакой. В случае, если очевидно, что хозяин собаки либо сама собака ведут себя неадекватно, - спокойно пройти мимо и объяснить ребенку, что со всеми животными нужно обязательно заниматься и воспитывать. Так же, как детей. И если собаки невоспитанные, как эта, то с ней никто играть не будет, потому что она не умеет себя вести. Таким образом, у ребенка сохранится и усилится интерес к познанию окружающего мира, закрепится заботливое и ответственное отношение к более слабым существам.

 

К примеру, фонд PET использует в своей работе только беспородных, бывших бездомных и бывших приютских животных, спасенных с улиц или от жестокого обращения. Таким образом, достигаются одновременно две цели. С одной стороны, нуждающиеся люди получают в компанию прекрасную собаку-терапевта, которая регулярно приезжает «в гости», а с другой стороны, улучшается имидж дворняг и животных из приютов, так как они получают уникальную возможность доказать, что они являются самыми умными, обучаемыми и чуткими животными. Специалисты фонда несколько раз в год проводят отбор претендентов (беспородных собак, которые, по мнению своих хозяев, теоретически подходят для подобных занятий) и отбирают тех, кто должен успешно справиться с работой «собаки-терапевта», учитывая, что фонд PET на данный момент специализируется именно на «игровой» терапии. После успешного первого «пробного» визита в качестве «собаки-терапевта», собака официально становится членом волонтерской команды фонда и продолжает работать.

 

Какие именно эффекты имеет подобная терапия с участием собак?

 

Множество исследований и экспериментов выявили, что домашние животных полезны для социального, психо-эмоционального и когнитивного развития ребенка. Именно поэтому рекомендуется активно включать энимал-терапию в работу с детьми.

 

Эмоциональное развитие

В результате исследований было выявлено, что животные-компаньоны играют огромную роль, в частности, в формировании самооценки, самостоятельности и эмпатии, сочувствия к другим людям и животным. Животные-компаньоны также оказывают огромное влияние на ребенка в подростковом возрасте, в период взросления и осознания себя как отдельного, взрослого человека.

 

Социальное развитие

В сравнении с остальными детьми (выросшими без домашних животных), дети, рядом с которыми всегда были животные-компаньоны, обладают более развитыми социальными навыками и по мере взросления оказываются более приспособленными к жизни в обществе. Развитые навыки общения (социальные, эмоциональные, интеллектуальные) позволяют детям проще и успешнее встраиваться в социальную среду, которая затем уже сама по себе оказывает определенную социальную поддержку человеку и положительно сказывается на снижении стресса и борьбе с определенными болезнями. Для социального развития, так же, как для эмоционального, крайне важным является формирование чувства эмпатии (сочувствия, сопереживания). Дети, рядом с которыми есть животные-компаньоны, демонстрируют гораздо более высокий уровень эмпатии, чем их сверстники без животных. Но, кроме того, исследования показывают, что на уровень эмпатии еще сильнее влияет само отношение к животному - дети, которые любят животных, испытывают по отношению к ним привязанность и положительные эмоции, демонстрируют более высокий уровень эмпатии, чем дети, которые относятся к животным нейтрально или негативно. То есть само обладание животным не так важно для формирования эмпатии, как наличие чувства любви и привязанности к животным в принципе, пусть даже чужим или уличным.

 

Когнитивное развитие (познание, обучение)

Животные-компаньоны способствуют развитию языковых навыков и мотивируют ребенка к активному вербальному самовыражению. Это происходит в результате того, что животное играет, во-первых, роль терпеливого слушателя, а во-вторых, - роль привлекательного и заманчивого стимула, который побуждает ребенка к коммуникации в форме выражения похвалы, ободрения, неудовольствия или команд. Животные используются, чтобы увеличить период активной концентрации ребенка на одном занятии, чтобы мотивировать его к познавательной деятельности. В частности, это важно для детей и взрослых с такими особенностями развития, когда концентрация дается намного сложнее, чем непосредственно обработка информации.

 

 

Упражнение 1. Простое взаимодействие с животным.

 

Цель этого упражнения - позволить ребенку спокойно и расслабленно находиться рядом с животным и изучать его с помощью тактильных ощущений.

Начнем с того, что вместе с ребенком изучим части тела собаки:

- нос (влажный и гладкий);

- уши (мягкие и шелковистые);

- подушечки лап (жесткие и шершавые);

- когти (твердые и острые);

- живот (гладкий и теплый);

- язык (влажный и шершавый);

- зубы (острые и гладкие);

- губы (влажные и мясистые).

 

 

Затем сажаем собаку на стол, даем ей команду «лежать», завязываем ребенку глаза. Ребенок начинает медленно ходить вокруг стола пока не услышит хлопок (или другой, заранее оговоренный звук), после чего он должен быстро положить свои руки на собаку и сказать, что это за часть тела.

 

Команды, которые должна знать собака

Материалы

«Лежать»

Широкий, невысокий стол

«Ждать»

Повязка для глаз

 

Эффекты:

 

 

физическая координация

ДОСТИГАЕМЫЕ ЦЕЛИ

психомоторная

сенсорная стимуляция

 

область

восприятие пространства

- тренировка слухового восприятия

 

изучение тела

- тренировка тактильного восприятия

 

внимание и концентрация

- развитие представлений о структуре тела

когнитивная

деление на категории

- восприятие тактильных индикаторов

область

тренировка памяти

- тренировка восприятия размеров

 

тренировка речи и коммуникации

- установление взаимоотношений

 

самовыражение

- выработка и тренировка социальных норм

социо-эмоциональная

активность

- получение опыта деятельности

область

расставание и расслабление

с ограниченным зрением

 

настольная игра

 

 

Упражнение 2. Чтение с собакой.

 

Цель этого упражнения - взаимодействие ребенка с собакой посредством зачитываемой истории.

 

Выбираем подходящую, интересную ребенку книгу. Создаем условия, максимально способствующие взаимодействию ребенка и собаки: у собаки должна быть возможность тоже смотреть в книгу, а у ребенка должна быть возможность гладить собаку. Например:

- Ребенок сидит в кресле, книга лежит на столе. Собака сидит рядом с креслом и кладет голову на стол, либо лежит на столе и держит голову над книгой.

- Ребенок сидит на полу, собака находится между ним и взрослым. Голова собаки лежит на коленях у ребенка, который переворачивает страницы книжки.

- Ребенок сидит рядом с собакой и читает ей.

 

 

Ребенок может…

… слушать (сидеть рядом с собакой, гладить ее, в то время как взрослый читает книгу вслух);

… читать (ребенок читает, а собака внимательно смотрит в книгу);

… отвечать на вопросы (ребенок отвечает на вопросы, написанные на карточках, которые выбирает собака).

 

Что требуется:

- Специально отобранная для игровой терапии собака, обученная командам «сидеть», «лежать», «ждать», «морду вниз», «смотри».

- Книга

- Карточки с вопросами

 

Эффекты: 

 

физическая координация

ДОСТИГАЕМЫЕ ЦЕЛИ

психомоторная

сенсорная стимуляция

 

область

восприятие пространства

- выработка и тренировка способности

 

изучение тела

концентрироваться

 

внимание и концентрация

- тренировка восприятия информации

когнитивная

деление на категории

на слух

область

тренировка памяти

- расширение словарного запаса

 

тренировка речи и коммуникации

- обучение чтению

 

самовыражение

- обучение способности слушать и

социо-эмоциональная

активность

отвечать

область

расставание и расслабление

- тренировка вербального взаимодействия?

 

настольная игра

 

 

 

Литература:

1. Endenburg, N., H.A. van Lith, 2011. The influence of animals on the development of children. Faculty of veterinary medicine Utrecht University. Elsevier the Veterinary Journal 190 (2011) 208-214.

2. Fine, A.H., A. Beck, 2010. Handbook on Animal Assisted Therapy – Theoretical foundations and guidelines for practice. Elsevier, California.

3. Huijding, J., P.Muris, K.J. Lester, A.P. Field, G. Joosse, 2011. Training children to approach or avoid novel animals; Effects on self reported attitude and fear beliefs and information-seeking behaviors. Erasmus University Rotterdam. Elsevier, Behavior Research and Therapy 49 (2011) 606–613.

4. Muris, P., B. Mayer, J. Huijding, T. Konings, 2008. A dirty animal is a scary animal! Effects of disgust related information on fear beliefs in children. Erasmus University Rotterdam. Elsevier, behavior research and therapy 46 (2008) 137–144.

5. Remmerswaal, D, P. Muris, J. Huijding, 2013. “Watch out for the gerbils, my child!” The role of maternal information on children’s fear in an experimental setting using real animals. Erasmus University Rotterdam. Elsevier, behavior therapy 44 (2013) 317–324.

6. Ristol, F., E. Domenec, 2012. Animal Assisted Therapy. Techniques and exercises for dog assisted interventions. Smiles CTAC Inc. Coral Gables.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика