Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Опыт реализации реабилитационного лагеря дневного пребывания для детей из замещающих семей с эмоционально-волевыми нарушениями

Авторы: Паншина О.Н., директор, Шерстянкина Н.А., заместитель директора по информационно-методической работе БОУ ВО «Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения»

 

Дети, взятые на воспитание в семью, воспринимают окружающий мир недоверчиво, а подчас даже враждебно вследствие разрушенного базисного доверия к миру, эмоциональной депривации.Кроме того, наличие отягощенного анамнеза (как генетического, так и приобретенного) приводит к различным нарушениям психического здоровья детей, связанным с эмоционально-волевой сферой. В большинстве случаев это: неадекватность эмоций, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности, раздражительность, апатия, агрессивность, тревожность.

 

Для решения этих проблем на базе БОУ ВО «Великоустюгский центр ПМСС» разработана и реализуется программа реабилитационного лагеря дневного пребывания в каникулярный период для детей младшего школьного возраста из замещающих семей.

 

В качестве основной  формы работы лагеря выбрана сюжетно-ролевая игра. Опираясь на региональные особенности (реализация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза»), определена тема игры - «Зимняя сказка». Идея сюжета - путешествие детей по сказкам с Дедом Морозом, созданным авторами города Великий Устюг (пример сказки смотри в Приложении). Каждый день участники лагеря погружаются в сказку, которая представляет детям одного из помощников Деда Мороза.Такая игра позволяет анализировать, проигрывать, действовать, исходя из роли сказочного персонажа. Непривычная картина жизни дает возможность ребенку сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существует он сам, его семья, близкие ему люди.

 

Общей целью работы лагеря является: создание условий для преодоления нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы, нравственного развития личности, укрепления психического и физического здоровья детей.

 

Данная цель может быть достигнута через решение комплекса взаимосвязанных задач:

- коррекция эмоционально-волевой сферы детей, снижение психомышечного напряжения;

- формирование представлений о нравственных и моральных качествах личности;

- расширение знаний детей о культурных ценностях своего края;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- оздоровление детей.

 

Эффективному решению вышеперечисленных задач способствует соблюдение следующих особенностей режимных моментов:

- выделение времени на ежедневную работу педагога-психолога по коррекции нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы (индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия; утренний сбор, на котором педагог ставит задачи на день; подведение итогов, где проходит обсуждение результатов их достижения);

- включение в режим дня физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе,  оздоровительные минутки (самомассаж, дыхательные упражнения, упражнения на снятие избыточного мышечного  напряжения и т.д.), процедуры механического массажа;

- обеспечение реализации программных мероприятий (конкурсов, поездок, экскурсий, походов, игр, развлечений  и т.д.).

 

Содержание работы, отбор форм и методов осуществляется через реализацию блоков программы:

- коррекционно-развивающий;

- экскурсионно-туристический;

- оздоровительный.

 

Занятия коррекционно-развивающего блока направлены на снижение внутренней напряженности, принятие чувств, повышение позитивного эмоционального уровня, снятие мышечного и эмоционального напряжения, формирование волевой регуляции, произвольности, коррекцию агрессии, страхов, гиперактивности и застенчивости.

 

Активно используется оборудование сенсорной комнаты: светооптический ковер «Млечный путь», световое колесо, цветосеть, пуфы, магнитофон с записями релаксационной музыки, напольные маты и кубы, зеркальный шар.

 

Основным способом формирования у детей нравственных качеств личности (забота о близких и родных людях, сострадание, взаимопомощь, доброжелательность, честность, ответственность, трудолюбие) выбран метод сказкотерапии. Слушая и анализируя сказки, дети накапливают и активизируют различные механизмы решения жизненных ситуаций.

 

Приемы коррекционно-развивающей деятельности подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей:

- чтение или рассказывание сказки с последующим обсуждением;

- проигрывание этюдов, передающих различные черты характера, с неопределенным концом;

- развивающие и словесные игры;

- сочинение сказки;

- чтение по ролям;

- проигрывание экспромт-спектакля;

- рисование и раскрашивание;

- изготовление коллажей;

- оформление вернисажа по содержанию сказки.

 

Экскурсионно-туристический блок реализуется в форме познавательных экскурсий, включающих интерактивные игры, спектакли, участие в сказочном дефиле. Мероприятия данного блока подбираются в соответствии с темой дня в рамках сюжетно-ролевой игры. Например, в один из дней дети через сказку «О веселом лоскутке» знакомятся с Домом моды Деда Мороза, где расширяют свои знания о способах и оборудовании, применяемом для пошива праздничных костюмов для зимнего волшебника, его свиты, времени их надевания, национальных  традициях, пробуют изготовить изделие из ткани своими руками.

 

Экскурсии  организуются по путевкам ближайших маршрутов по культурно-историческим памятникам города длительностью не более 2,5 часов в сопровождении экскурсовода. Они расширяют знания детей о культурных и исторических ценностях, природе Русского Севера, воспитывают уважение к быту и обычаям народа, способствуют развитию нравственности, коммуникабельности, социальной адаптации к условиям современной жизни.

 

Оздоровительный блок направлен на формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня психического и физического здоровья, создание положительного эмоционального заряда у детей.

 

Для решения поставленных задач используется комната психологической разгрузки: оборудование со светооптическими эффектами, сухой интерактивный бассейн с шариками, библиотека записей релаксационной музыки, сенсорные панели и т.д. Световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты способствуют быстрому достижению состояния релаксации, снижению нервного и мышечного напряжения, формированию состояния умиротворения и защищенности.

 

Ежедневно дети укрепляют свое здоровье. Организуется утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, походы, прогулки. По назначению врача-педиатра, невролога проводятся процедуры механического массаж на механотерапевтическом аппарате Ceragem-Master CGM-M3500. Массаж способствует нормализации обмена веществ, улучшению работы желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и дыхательной систем.

 

Результаты работы лагеря прослеживаются в отзывах детей и родителей. Они отмечают как наиболее полезные и интересные в лагерной смене занятия педагога-психолога, участие детей в сюжетной игре, активные экскурсии и игры. Участники получают позитивный эмоциональный заряд, выражают желание продолжить общение по итогам пребывания в лагере.

 

Приложение

 

Веселый лоскуток

Любовь Данилова

 

В Доме Деда Мороза, в светелках мастериц-рукодельниц все время работа кипит. Столько всего сшить надо: и для самого волшебника одежду и зимнюю, и летнюю, а еще наряды разные для случаев особо торжественных, да и свиту всю одеть, и лесных жителей обновками порадовать, и гостям подарочки вышить, и сам Дом - терем узорчатый - изукрасить занавесочками тонкими, изящными, и половичками пестроткаными, и не забыть справить вовремя все убранство новое да всегда свежее для Морозовой спальни-опочивальни. Так уж повелось у помощниц Деда Мороза, что Хозяюшка-Берегинюшка раз в неделю в выходной день на ярмарку в город ездит за тканями новыми, которые для пошива всего в Доме необходимого пригодиться могут. Привозит материю сразу кусками, большими отрезами, а иногда и рулонами, потому как работа у мастериц бойко спорится, и не любят они без дела сидеть.

 

Среди прочих привезенных тканей и дорогих, и роскошных, и разных торжественных, богато изукрашенных, даже изысканных, замечен был один кусочек материи, который, как-то всплеснув ручками, назвала Милавушка очень даже веселеньким. Был это ситчик, хоть и дешевенький, но цвета небесно-голубого и весь цветочками мелкими и радостными усыпанный. Наверно, луга такие небесные бывают, по которым облака-коровки белые-пребелые ходят, травку щиплют, а цветы не трогают, - решила она.

 

На какое шитье этот ситчик ушел, и не запомнилось, но как-то мигом остался от него только махонький лоскуточек. Видать, очень мастерицам расцветка такая приглянулась, а из того, что особенно мило, шьется всегда и быстро, и радостно.

 

Ну вот, какой ткань веселой была, таким и лоскуточек веселеньким остался. Только уж никакого ему назначения так и не придумалось. А был Лоскуток не только весел, но и на всякие затеи задорен. И как-то вмиг вкруг его целая компания образовалась, таких же, как он, из тканей остатков, обрезков, обрывков, оборвышей - совсем беспризорников, вроде даже никому не нужных. Собирались они по вечерам в корзинке, где Милавушка разные принадлежности швейные хранила, и совет держали, как дальше жить, чтоб негрустно было, да что сделать, чтоб у мастериц в них нужда появилась, а не только в тканях, кусками огромными лежащих, гордо шуршащих и поглядывающих на лоскутки пренебрежительно.

 

А Веселый-то Лоскуток, главный заводила и затейник, подумал-подумал да и говорит:

-  А давайте-ка, друзья мои, покажем всем-всем, на что мы способны!

- А на что мы способны-то? - отмахнулся безнадежно остаток ткани подкладочной цвета унылого.

- Мы способны на многое! - воодушевился серебристый лоскуток, обрезок от материи, из которой один из самых торжественных костюмов Деда Мороза сшит был.

Как тут все загалдели:

- И правда, и правда!

 

Усмехнулся Веселый Лоскуток, улыбнулся лукаво - а это, уже все в их компании знали, означает только-то, что есть у него мысль замечательная и никак не меньше...

 

Всю ночь до самого утра кипела у них работа. Умаялись совсем, но вздохнули с облегчением лишь тогда, когда окончательно убедились, что получилось все красиво и правильно.

 

...Вошла утром в светелку Милавушка и изумилась - не узнала свой столик для рукоделия. Раскрасила его картина сказочная, многоцветная: узнала Милавушка и Вотчину, и терем резной, снегом, как туманом, окутанный. Все тут было: и сосны с ветвями зелеными пушистыми, шишками усыпанными, и горка ледяная, блестящая, - ойкнула Милавушка, узнав лоскуток серебристый. Стала мастерица еще внимательнее присматриваться и своих старых знакомцев, забытых и заброшенных, признавать, - голубой ситчик неба, цветочки вместо звездочек, свернувшийся рыжим котенком обрезок золотой тесьмы на перильцах терема; остатки белого меха сугробами вкруг сосен... Созвала Милавушка всех подружек своих, всех мастериц-рукодельниц, смотрели они на картину лоскутную, дыхание затаив.

 

Так бы и стояли, если бы неугомонный Веселый Лоскуток не заегозил да не чихнул случайно, а может, и намеренно даже. И рассыпалось тут все диво-дивное, но в памяти мастериц осталось и в сердцах их откликнулось. С такой они радостью за новое дело принялись, с таким азартом картины новые складывали, а лоскутки уж теперь пре­дусмотрительно вместе сшивали-стачивали, чтоб красотища такая не рассыпалась, труд прахом не пошел. Улыбался Веселый Лоскуток, жмурился от удовольствия, когда его в одной из таких картин рядом с самим солнышком поместили да белым сатинчиком изукрасили. Ходят облака-коровки белые-пребелые по лугам небесным, щиплют травку, а цветы не трогают...

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика