Новости
-
Вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
-
Вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
-
Вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
Комплексный подход в организации развивающей среды для приемного ребенка
Автор - Ольга Неупокоева,
коррекционный психолог,
Общественный ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми.
Есть такое распространенное выражение - «сделать из мухи слона». Именно оно часто приходит на ум, когда приемная мама рассказывает, что в свои 12 ребенок так и не научился понимать время по часам или в 9 лет продолжает путать времена года, или в 13 не может описать расположение предметов в пространстве, или в 10 он не умеет складывать двузначные числа… И так хочется сказать в ответ: «Это же мелочь!». Но эта «мелочь» может стать огромной проблемой. И даже не оттого, что без этого навыка невозможно жить, а скорее потому, что на это постоянно указывают окружающие: недоумевают педагоги, посмеиваются ровесники, нагнетают родители. И сам ребенок начинает понимать, что не дотягивает до планки, что он в чем-то не такой как все, а как это компенсировать, решает по ситуации: где-то уходя в себя, а где-то и кулаками. И как следствие этого мы можем получить конфликты в школе, осложнение детско-родительских отношений, высокий уровень тревожности и низкую самооценку у ребенка.
Чаще всего, по результатам диагностики детям с подобными сложностями ставят «задержку психического развития». Тем более что большая часть детей, принятых на воспитание в семью из детских домов уже имеют этот диагноз. А если у ребенка есть не одна подобная трудность, а несколько, то он вовсе не застрахован от постановки диагноза «умственная отсталость». Особенно, если этот ребенок из неблагополучной семьи или воспитывается в учреждении. Такому ребенку очень сложно влиться в общешкольный учебный процесс. Где-то он недопонял инструкцию, где-то не смог логично сформулировать ответ и дальше трудности стали прибавляться как снежный ком. Педагоги часто разводят руками, отправляют на комиссии, рекомендуют обучение по коррекционной или индивидуальной программе. А если добавляются еще и поведенческие проблемы, то совет один – меняйте школу. А самое грустное, когда на консультацию к психологу приходит приемная семья с первоклассником и вдруг оказывается, что весь этот путь от первого урока в жизни ребенка до требования администрации школы забрать документы, они прошли за первые два месяца первого учебного года. И, к огромному сожалению, такие обращения не редкость.
Но ведь так просто не делать скорых выводов, не стремиться подвести всех детей поголовно под планку условной возрастной нормы! А вглядеться в каждого ребенка, попытаться установить индивидуальный уровень развития каждого психического процесса. И тогда может оказаться, что в свои семь лет он имеет уровень развития памяти, соответствующий пяти годам, но способен удерживать внимание в течение тридцати минут, развитие эмоциональной сферы - на четыре года, но пространственно-временные отношения устанавливает соответственно семи годам и т.д.
И тогда мы увидим мозаичность развития ребенка, которую никак невозможно вместить в рамки какой-либо условной возрастной нормы. Под мозаичностью развития здесь мы будем понимать неравномерное развитие высших психических функций ребенка.
О причинах мозаичного развития ребенка, пережившего травму потери кровных родителей
Анализируя результаты диагностики ребенка, специалист в самую первую очередь должен представлять и иметь в виду, что могло стать причиной неравномерного развития психических функций. Для этого необходимо собрать анамнез раннего детства ребенка.
Говоря о причинах мозаичного развития, можно перечислить много различных факторов, но мы приведем здесь лишь несколько из тех, которые имеют наиболее тяжелые последствия и чаще всего встречаются в анамнезе развития ребенка.
- Если ребенок был оставлен матерью сразу после рождения. В данном случае возникает материнская депривация. Происходит обеднение эмоциональной сферы, никто не радуется и не грустит вместе с ним, не отреагирует его реакции. Ребенок не учится распознавать эмоции и сообщать о своем состоянии. Возникает синдром госпитализма, который формируется вследствие дефицита общения. Как правило, нарушается гармоничное развитие высшей нервной деятельности. В дополнение к этому, не формируется цепочка: потребность – сообщение (крик) – удовлетворение потребности. Таким образом, ребенок не учится распознавать свои потребности и адекватно их удовлетворять. Ребенок, испытавший материнскую депривацию, скорее всего, будет иметь трудности в эмоционально-волевой сфере. Ему будет сложно понимать состояние другого человека и выражать свои эмоции, соответственно ситуации.
- Если раннее детство ребенка прошло в учреждении, где его крайне редко брали на руки, ласкали, прижимали к себе. Если ему не шептали на ухо нежные слова и не пели колыбельные, если он не слышал различных звуков окружающего мира, а находился в ограниченном пространстве одного помещения. Если никто не носил его на руках, не подбрасывал, в общем, не менял его положение в пространстве. Про таких детей говорят, что они сенсорно-депривированы. В таком положении у ребенка «отупляется» восприятие сигналов от разных органов чувств. Такой ребенок, скорее всего, не будет уметь распознавать ощущения, анализировать их и тем более называть. Он будет плохо ощущать границы собственного тела. Про такого человека говорят: «Он собирает все углы». Будет затруднено пространственное восприятие, снижен уровень слуховой памяти и внимания. Когда этот ребенок будет голоден, замерзнет или, например, натрет мозоль, он будет испытывать дискомфорт, но не всегда сможет проанализировать ощущение и адекватно отреагировать на сигнал организма. Чаще всего, не имея способности определить, что именно не так, ребенок выдает эмоциональную реакцию: вспышка гнева, слезы, раздражение.
- Если у ребенка не сформировалось базовое доверие к миру. Такому ребенку будет сложно выстраивать отношения на следующих этапах развития. У него не будет базы для активного познания окружающего мира. Так же, скорее всего, будет затруднено формирование познавательной активности. Здесь отчасти кроется ответ на вопрос замещающих родителей: «Почему ребенок ничем не интересуется?».
- Если у ребенка был опыт переживания горя. В период горевания на первый план выходит эмоциональная сфера, все силы организма направлены на поддержание жизнедеятельности. Соответственно, аффект подавляет интеллект. И до тех пор, пока не спадет интенсивность переживания, пока ребенок не научится жить в новых условиях, развитие психических функций будет подавлено. Ребенок переживает горе, когда мать оставила его сразу после рождения в больнице, когда его изъяли из кровной семьи, когда его перемещают из учреждения в учреждение и т.д. А так же часто, как это не странно, ребенок может горевать, придя в замещающую семью. Каким бы радостным не было это событие для обеих сторон, в тех случаях, когда ребенка не готовили к переходу в семью, когда у ребенка есть крепкая эмоциональная связь с детьми и воспитателем в детском доме, когда, уходя из учреждения, ребенок расстается со своими кровными братьями/сестрами. Помимо этого, именно в тот момент, когда ребенок переходит в принимающую семью, для него происходит разрыв с кровной семьей, даже в том случае, если он был изъят в раннем детстве и не помнит родителей. Ребенок, как правило, в этот момент подсознательно чувствует себя предателем по отношению к кровной семье. И тогда состояние ребенка снова будет таково, что эмоциональная сфера будет превалировать, а уровень общего развития снизится.
- Если ребенок имеет генетическое или врожденное соматическое заболевание. На развитие такого ребенка, помимо причин описанных ранее, будет влиять то, что все окружающие его взрослые в учреждении, в первую очередь, занимаются поддержанием здоровья, а о стимулировании развития и речи не идет. Мир таких детей ограничен кроватью и стенами специализированного интерната. Чаще всего, ребенок по умолчанию получает свой диагноз F 71-73 и записывается в ряды необучаемых. В случае, когда ребенок из такого учреждения, попадает в семью, он может показывать высокую динамику развития. И тогда в дальнейшей работе с ним, мы можем обнаружить мозаичность развития, обусловленную особенностями его раннего детства.
- Если ребенок отказник от рождения или его изъяли из семьи, то у него с большой вероятностью может быть нарушена идентификация. Причина тому, кроме нарушенного восприятия своего тела, то, что ребенку в раннем детстве не рассказывали кто он, не делали акцент на этом. Так, например, в шесть лет ребенок хоть и может сказать девочка он или мальчик, но затрудняется описать признаки, отличающие оба пола. И тем более такой ребенок вряд ли назовет по рисунку членов семьи и расскажет, кем они друг другу приходятся. Т.к. у него отсутствует или нарушено представление о семейной системе, связях, взаимоотношениях.
- Если ребенок содержится в учреждении с раннего детства, то он не проживает кризис трех лет. Это происходит по очень простой причине. Для того, чтобы начать простраивать свои границы и отделяться от кого-либо, нужно сначала соединиться, слиться. А такого опыта дети, проживающие в учреждениях, не имеют. Таким образом, у ребенка, не пережившего кризис трех лет, скорее всего не будет сформирован навык определения границ (чужих и своих). И в будущем, при отстаивании своих границ, такие дети проявляют резкость или пассивность. В этом случае можно говорить о незрелой эмоционально-волевой сфере. При возникновении конфликтов в более старшем возрасте, ребенок, находясь в состоянии эмоционального возбуждения, будет демонстрировать поведение на более младший возраст.
- Если у ребенка вкупе с мозаичным развитием психических функций обнаруживается задержка речевого развития. У таких детей бедный пассивный и активный словарный запас, большие логопедические проблемы. Имея такие трудности, ребенок уже не сможет продемонстрировать даже те знания, которые есть. Соответственно, с большей вероятностью, он может производить впечатление ребенка с умственной отсталостью.
- Если ребенок подвергался жестокому обращению. В ситуации психологического травмирования затормаживается развитие ребенка и даже может наблюдаться регресс. Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла - тем большее количество сфер развития ребенка она «заденет» и разрушит. Условно можно выделить следующие 5 сфер:
- физическое развитие и внешность,
- поведение и социальные навыки,
- интеллект и образование,
- эмоции и чувства,
- сексуальное развитие.
Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах (М.Капилина «Мозаика развития»).
Это только некоторые причины, которые могут скрываться под «плохой» памятью, неуспехами в школе, неусидчивостью, невнимательностью и пр.
Как же работает этот механизм? Почему теряются части картинки-пазла «условная возрастная норма»?
Например, у ребенка достаточно хорошо сформировано словесно-логическое мышление, но западает наглядно-образное. В этом случае мы можем предположить, что примерно в возрасте четырех-пяти лет в жизни ребенка могли происходить какие-либо события, которые совсем не способствовали его развитию. И тогда этот ребенок, став взрослым, может продолжать испытывать трудности при решении задач, составлении схем, моделей в уме.
А ребенок-отказник в свои десять лет может не определять на ощупь шершавую, твердую, скользкую поверхность предмета, не чувствовать между ними разницы. И не назвать, где он стоит, «за» или «перед» стулом.
Задача специалиста в этой ситуации, увидеть в ходе диагностики, как выглядит мозаика развития именно этого ребенка, как развита каждая психическая функция в отдельности. Такой подход поможет не только увидеть процессы, которые «западают», но и те, которые сформированы достаточно. Тогда на них можно будет опираться, организуя коррекционно-развивающую работу с ребенком.
А главное, необходимо показать приемным родителям, что эти высокие вешки все-таки есть! Это очень важно, так как в повседневности немногочисленные плюсы замыливаются, а на поверхности остаются только невыученные уроки и плохое поведение. Так же, важно подробно рассказывать родителям о причинах мозаичного развития ребенка. Это поможет перенести вину за имеющиеся трудности, с одной стороны, с ребенка на обстоятельства его жизни, а с другой стороны, с родителя, который может считать себя плохим воспитателем.
О корректном проведении диагностики развития ребенка
Проводя диагностику развития, каждый специалист применяет свой набор методик. И для обследования одной психической функции мы можем использовать различные материалы. Но что должно быть схоже, так это подходы в работе с детьми из замещающих семей. Приведем здесь некоторые из них.
- Первым этапом диагностики обязательно должен быть сбор анамнеза развития ребенка.
- Расскажите ребенку, зачем его привела мама, что вы сейчас будете вместе делать и что произойдет потом. Например: ты скоро пойдешь в школу, вы с мамой уже начали готовиться, мама обратилась к нам, чтобы узнать, как лучше подготовить тебя к школе. Мы сейчас позанимаемся (поиграем) с этими карточками (обязательно покажите диагностический материал ребенку), потом мы покажем маме, как ты все хорошо выполнил и я расскажу ей, какие интересные упражнения вы можете делать дома, чтобы подготовиться к школе.
Все это способствует снижению уровня тревожности ребенка. И делает процесс диагностики предсказуемым для ребенка.
- В обследовании ребенка, пережившего травму потери кровных родителей, нельзя ориентироваться на «условно-возрастную норму», необходимо сконцентрироваться на определении мозаичности развития, определить, какие психические функции на каком уровне развиты.
- Необходимо учитывать, что при неудовлетворительном эмоциональном состоянии ребенка на момент обследования (острый период адаптации в семье, переживание горя, неотработанная психологическая травма), необходимо в первую очередь диагностировать эмоциональное состояние и выстроить дальнейшую терапевтическую работу. И только после прохождения этого этапа начинать работать с познавательной сферой.
- Проводить диагностику каждой психической функции, используя материал не на данный возраст ребенка, а начинать с более раннего и только при успешном выполнении продвигаться дальше.
- Специалист должен иметь представление, на каком этапе адаптации и формирования привязанности в принимающей семье сейчас находится ребенок. Так результаты диагностики ребенка, находящегося на этапе «вживания», когда все его силы уходят на определение своего места в семейной системе, а уровень тревожности высок, вряд ли будут истинными.
- Приемный родитель может присутствовать на диагностике. Для детей с повышенным уровнем тревожности это важно, так как ситуация «ребенок-специалист» может напомнить ему период жизни в учреждении, где достаточно часто проводят различные обследования, и это может дополнительно его стрессировать.
- Прояснив мозаику развития ребенка, следует составить индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Упражнения на занятиях по развитию одних психических функций могут быть на шесть лет, а по другим – на три года.
По результатам проведения диагностики, когда мы воссоздали картину мозаичности развития психических процессов, следующим логическим этапом будет разработка коррекционно-развивающей программы и организация развивающей среды.
Организация развивающей среды
Часто родители и специалисты, планируя занятия с ребенком, уделяют большее внимания обучению ребенка чтению, счету, запоминанию цветов, времен года, геометрических форм и пр. И это понятно, именно по уровню этих знаний ребенка будут оценивать на комиссиях, при поступлении в школу, да и просто окружающие взрослые. Но стоит помнить, что это только одна из сфер, на которые должна быть направлена комплексная работа по выравниванию мозаики в развитии ребенка.
Комплекс занятий должен включать упражнения, работающие на обогащение каждой сферы развития:
1. Социальная сфера.
Независимо от возраста, в котором ребенок пришел в семью, необходимо пройти с ним путь социализации с нуля. Сначала идентифицировать себя со своим телом – определить его принадлежность (Машина рука – моя рука), изучить части тела, их функции. Здесь необходима работа по анализу сенсорных ощущений, сигналов, которые подает тело. Дальше ребенку необходимо идентифицировать себя с семьей, определить и отыграть свою роль: сын, брат, внук. Необходимо сначала отождествить себя с семьей, набрать арсенал способов взаимодействия с близкими и безопасными людьми в различных ситуациях. Наличие такого багажа поможет ребенку в выстраивании дальнейших отношений как с ровесниками, так и со взрослыми, окружающими его в повседневности.
2. Познавательная сфера.
После того, как мы проведем диагностику и увидим картинку мозаичного развития ребенка, мы сможем определить, над развитием каких именно психических функций необходимо работать.
В этот блок могут войти упражнения на развитие мышления, восприятия (всех каналов), разных видов памяти, внимания. Плюс к этому, работа по формированию представлений об окружающем мире.
Материал важно объяснять не по картинкам, а на простых бытовых предметах и ситуациях. Например, исключать и выделять общий признак не только по пособию «4-й лишний», но и среди предметов, находящихся на обеденном столе или разглядывая машины на парковке под окном.
3. Эмоционально-волевая сфера.
Существует большое количество программ, обучающих ребенка определять и называть свое эмоциональное состояние и состояние другого человека. Но в работе с детьми, имеющими опыт потери кровных родителей, необходимо больший акцент делать не на обучении по дидактическим материалам, а активно использовать «живой» материал. Лучше, если каждую эмоцию мы будем обыгрывать, изображать лицом, телом, искать примеры ярких эмоциональных реакций в мультфильмах, фильмах, во дворе, дома. Плюс к этому, не только называть свое состояние и состояние ребенка в данной конкретной ситуации, но еще и описывать телесные ощущения, определять причины такого нашего состояния. Для того, что бы научить ребенка понимать себя и других, нужно работать с эмоциями, как на занятиях, так и постоянно обращать его внимание на анализ своего состояния в бытовых ситуациях дома, на прогулке, в школе.
4. Физическая сфера.
Для работы с телом ребенка и формирования структуры волевого действия мы используем не только традиционные методы: бассейн, лечебно-физическая культура, упражнения для развития мелкой и крупной моторики, но и занятия в русле сенсорно-интегративного подхода. Это метод, основанный на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка (Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»). В генах человека заложен базовый уровень интеграции. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, они все равно развивают ее дальше, по-разному взаимодействуя с окружающим миром. Дети, растущие в обедненной среде интернатного учреждения, как правило, не имеют достаточных возможностей для полноценного развития сенсорной интеграции. Часто, нарушения обработки сенсорной информации, сформировавшиеся по этой причине, являются причиной школьной неуспеваемости, сложностей в поведении ребенка.
5. Творческая сфера.
Способствовать развитию творческой активности ребенка можно как на отдельных занятиях (студия живописи, кружок лепки и т.д.), так и включая небольшие 10-15 минутные упражнения в цикл занятий, направленных на развитие других сфер. Важно, чтобы ребенок на занятиях, связанных с творчеством, учился интересоваться, вдохновляться, «гореть» своей идеей у педагога. Ведь именно совместно со взрослым и на его примере у ребенка формируется познавательная активность.
Создавая развивающую среду для ребенка, необходимо планировать занятие так, чтобы оно включало в себя упражнения, работающие на каждую сферу развития ребенка. Даже, если, на наш взгляд, в какой-то из сфер он вполне благополучен. Ведь, выполняя с ребенком упражнение, которое ему по силам, мы поддержим его успешность, что поможет ему не опустить руки при выполнении сложных заданий.
Используя комплексный подход в работе с детьми, пережившими травму потери кровных родителей, мы смещаем акцент с интеллектуализации ребенка на другие сферы его развития, которые являются не менее важными, но часто упускаются, т.к. общество ставит жесткие планки, по которым определяется соответствие/несоответствие возрастным нормам только по уровню знаний. Но мы часто забываем, что можем предъявлять требования к интеллектуальной сфере только после того, как укрепим все остальные сферы развития ребенка!