Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Я в мире, мир во мне (преодоление трудностей в воспитании приемного ребенка)

Автор - Т.В.Голотвина, педагог-психолог I квалификационной категории, ГАУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Амурская область, г. Шимановск, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Источник - Трудное поведение приемных детей: причины, профилактика, пути помощи//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2017 г.

 

Каждый ребенок мечтает иметь семью. Только семья дает полноценный шанс вырасти свободным и счастливым человеком. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Особенно остро это ощущается у приемных и опекаемых детей, которые особенно нуждаются в помощи и защите взрослых. Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, всегда волновала и волнует общество. Ведь чтобы принять в свою семью ребенка, нужно особое сострадание и большая ответственность.

 

Очень часто к психологу обращаются родители за помощью в решении проблем в воспитании детей. Эта тема на определенных этапах жизни для многих родителей становится важной, а иногда и болезненной. Особенно трудно бывает родителям, когда дети вступают в полосу полового созревания, наступает так называемый переходный возраст.

 

Причинами ненормативного развития могут быть небла- гоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. Среди детей с отклонениями в поведении выделяют педагогически запущенных детей с задержкой нравственного развития, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников, весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости) до наличия явно асоциальных форм поведения вроде правонарушений и даже преступлений.

 

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено и психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта.

 

Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и упрямство в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве. Бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

 

Родители часто обсуждают поведенческие проблемы приемных детей. Они пугаются необъяснимых, по их мнению, реакций, им бывает трудно их понять. И тогда многие из них приходят в замешательство, а у кого-то возникает мысль об опрометчивости своего решения стать приемными родителями.

 

Как правило, родители, взявшие на воспитание приемного ребенка, жалуются на:

• агрессию, агрессивное поведение, что обычно звучит как: «ломает вещи, не слушается, спорит, дерется, угрожает»;

• делинквентное поведение, выходящее за рамки общественных норм, конфликты с законом, что обычно звучит следующим образом: «никогда не извиняется и не чувствует себя виноватым», «лжет, крадет из дома вещи»;

• проблемы с поведением в социальном окружении, что проявляется в таких жалобах как «ведет себя, как маленький», «неуклюж», «его все время дразнят», «зависим»;

• отказ от общения, который проявляется в том, что ребенок часто угрюм, старается уединиться, бывает замкнутым, молчит;

• страхи, депрессивное поведение. Его родители обозначают следующим образом: «робок и пуглив», «скептически или пессимистически воспринимает события», «плаксив, суетлив, беспокоен».

 

Конечно, в процессе воспитания приемного, как и любого другого, ребенка могут возникнуть некоторые сложности, главное - вовремя их обнаружить. Решение любых проблем, будь то детская ложь, агрессия, воровство, страхи, отказ от еды, следует начинать с определения причин такого поведения. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, имеют большой багаж травматического опыта, проходят через большое количество лишений и потерь. Это может вызвать у ребенка состояние тревоги и печали, ввергнуть его в депрессию.

 

Работая с детьми как из приемной, так и из обычной семьи, можно сказать, что практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро. Растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель...»), желание «наказать так, чтоб неповадно было». Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» – «не моя». Ребенок постарше (четыре – шесть лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось – знаю, что не мое – все равно взял. Причем цена вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают очень шокированы произошедшим, особенно, если взятая вещь дорогая. И гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь – пластмассовая игрушка, например.

 

Среди отклонений в социальном поведении приемных детей одно из первых мест занимает проблема агрессивности. Агрессия затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе. Такие дети, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности их воспитания. Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

 

Ребенок с агрессивным поведением, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Такие дети часто не могут сами оценивать свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: дети с агрессивным поведением боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

 

Важно учитывать, как в каждой конкретной семье родители понимают и удовлетворяют потребности ребенка (в безусловном позитивном отношении, внимании, в принадлежности и любви, в безопасности и защите, в общении). Нужно помнить, что в семье ребенок получает первые и основные уроки нравственности, наблюдая за поведением близких ему людей, поэтому во многом от родителей зависит, каким он вырастет. Преодолеть многие проблемы, которые возникают у ребенка, может помочь родительская любовь, забота, терпение и такт.

 

Таким образом, можно сделать вывод: любое поведение имеет свои причины и некоторые цели. Если ребенок ведет себя «плохо» – значит, он пытается сообщить взрослым что-то важное. Возможно, он просит о помощи. Прежде чем принимать меры, надо постараться понять причины трудного поведения ребёнка. Иногда причины кроются в прошлом негативном опыте ребенка. Это может быть отсутствие других, «хороших» моделей поведения. В этом случае необходимо набраться терпения и объяснять ребенку, какое поведение от него ожидают. Подавать ему пример. Поощрять поведение, которое считается правильным. Иногда требуется время, чтобы избавиться от старых привычек.

 

В работе с детьми и их родителями специалисты наше- го центра много раз сталкивались с такими проблемами, и это подтолкнуло нас к разработке компилятивной коррекционно- развивающей программы по коррекции поведения, эмоционально-волевой сферы.

 

Необходимость создания коррекционно-развивающей программы «Остров надежды» обусловлена тем, что в наш центр приходят дети и подростки, которые нарушают нормы общества, ведут себя в несоответствии с получаемыми советами и рекомендациями, не соответствуют нормативным требованиям семьи, школы и общества.

 

Данная программа используется с целью психологичской коррекции поведения детей, изменения их отношения к окружающему миру и себе, предоставления возможности для самореализации и саморазвития личности подростка. В качестве дополнительных направлений программы предусмотрено развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, коррекция самооценки детей, повышение активности и самостоятельности. На занятиях подростки учатся понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ.

 

Дети с желанием посещают занятия. Особенно им нравятся такие формы работы как мозговой штурм, дискуссия, сюжетно-ролевые игры, релаксационные упражнения, арт-терапия.

 

Предлагаемый в программе материал (игровой и дидактический) постепенно усложняется с учетом опыта ребенка. Прежде всего, здесь соблюдаются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания. Занятия направлены на формирование когнитивного компонента эмоциональной компетентности, на формирование приемов оптимизации эмоциональных состояний и развитие приемов саморегуляции.

 

Пример

Компилятивная индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Остров надежды» по коррекции поведения проведена с Цетлиным Елисеем (все данные изменены), учащимся 8 класса МОУ СОШ No_, возраст 15 лет, в период с --- по ---. на базе ГАУ АО «Шимановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», отделение оказания помощи семье и детям.

Запрос поступил от приемного родителя.

 

Цель:

Выявление и коррекция поведенческих трудностей.

 

Задачи:

1. Выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, определить характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

2. Оказание помощи в адаптации личности.

 

Проблема: трудности в общении, вспыльчивость, неадекватная реакция на замечания.

 

Данная программа разработана в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями подростка. Она состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия – 45 минут.

 

Занятия проводились во второй половине дня, 1 раз в неделю.

 

Программа включает в себя следующие блоки:

 

1. Диагностический блок.

Цель: диагностика личностных особенностей ребенка, выявление возможных причин отклоняющегося поведения, формирование индивидуальной программы психологической коррекции.

 

2. Установочный блок.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, повышение мотивации к взаимодействию с психологом.

 

3. Коррекционный блок.

Цель: предупреждение нарушений, оказание помощи в адаптации личности, оптимизация развития ребенка, овладение адаптивными способами взаимодействия с окружающими и собой, повышение самооценки, уверенности в себе.

 

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: измерение динамики реакций, закрепление позитивной самооценки.

 

Планируемые результаты индивидуальной коррекционной работы.

В ходе работы планируется:

1. Овладение эффективными формами поведения в неожиданных, нестандартных ситуациях.

2. Овладение навыком направления и проявления своих чувств.

3. Овладение приемами оптимизации эмоциональных состояний и саморегуляции.

 

Фактические результаты индивидуальной коррекционной работы

С целью выявления возможных причин отклонений в поведении и изучения личностных особенностей было проведено психодиагностическое обследование.

Использовались следующие психодиагностические методики:

1. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой

2. Проективная методика «Человек под дождем» Е. Романовой, Т. Сытько

3. Проективнаяметодика «Дом,дерево,человек» Дж.Бука

4. Методика «Склонность к отклоняющему поведению» Н.А. Орел

5. Проективная методика «Три дерева» Р. Корбоз

6. Методика Басса-Дорки «Агрессивность как проявление дезадаптации»

7. Тест Филлипса «Школьная тревожность»

8. Методика изучения межличностных отношений Т.Лири

 

В работе использовались следующие методы и приемы работы:

• вербальные техники уверенного поведения; 

просьба-требование;

• отказ в просьбе;

• конструктивная и неконструктивная критика;

• отстаивание своей точки зрения;

цивилизованная конфронтация;

противостояние агрессии;

• распознавание и нейтрализация манипуляций;

активное поведение в неожиданных ситуациях;

 

В первое время отмечалось:

Эмоциональное состояние нестабильное. Контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда адекватны, самооценка заниженная.

 

Индивидуальная работа строилась на основе личностных особенностей ребенка.

 

Результаты диагностики показали:

Проявляет агрессивность, неуверенность в себе, зависимость. Интроверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности. Стремление к самозащите. Склонность к импульсивности поведения и реагирования. Трудная ситуация воспринимается ребенком как тяжелая, длительная. Отрицание поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. Проявление депрессивного состояния. Боязнь эмоционального возбуждения. Озабоченность психологической атмосферой в доме. Конфликтность и недоступность. Эмоциональность. Охрана своего внутреннего мира детским способом. Активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. Проявляет увиливание и негативизм. Ярко выражены девиации в поведении: склонность к аддиктивному и делинквентному поведению, склонность к агрессии и насилию. Завышена склонность к преодолению норм и правил. Высокий уровень агрессивности поведения и низкие адаптационные возможности. Употребляет словесные оскорбления, склонен применять грубую физическую силу, иногда срывает свою агрессию на предметах. Не находится сам с собой в согласии, в мире, отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», беззащитен по отношению к агрессивной среде. Высокий уровень общей школьной тревожности, в том числе отмечается низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, испытывает страх самовыражения.

 

Во время первых занятий Елисей не всегда был эмоционален и активен.

 

В дальнейшем проявлял интерес, постепенно пошел на контакт.

 

В результате занятий отмечается положительная динамика эмоциональной сферы. В процессе занятий у Елисея развивались коммуникативные качества, обогащался эмоциональный опыт, активизировалось мышление, осознавались и переживались успехи-неуспехи, результаты деятельности. Стал осознавать отрицательные стороны своего поведения, адекватно оценивать свои поступки и действия.

 

Через рисунок, игры и логические задания он находил выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивал свои отношения в различных ситуациях и со- прикасался с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами.

 

Работоспособность на занятиях: отношение к занятию зависит от настроения. В основном отношение активное, заинтересованное. Темп работы быстрый.

 

Результаты повторной диагностики показали:

 

Испытывает зависимость, недостаток веры в себя, напряжение, тревожность. Поиски объективности. Охрана своего внутреннего мира детским способом. Бегство от неприятностей реальности. Положительное значение цвета – рост, надежда. Властный лидирующий тип личности. Деспотичность, нетерпимость к критике. Самодовольство. Чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность, вспыльчивость. Повы- шенное чувство вины. Потребность в помощи и доверии со стороны окружающих. Повышенная тревожность.

 

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы можно представить следующим образом:

  • при обсуждении конфликтных ситуаций находит конструктивные решения, но в реальных ситуациях не всегда может этим воспользоваться;

  • по-прежнему испытывает чувство вины;

  • во время занятий стал спокоен, перестал проявлять агрессивность и нетерпение;

  • научился некоторым приемам оптимизации эмоциональных состояний и саморегуляции.

 

Рекомендации родителям:

  1. Для успешного развития навыков общения и взаимодействия в группе сверстников желательно посещение коммуникативных тренинговых групп.

  2. Для снятия психоэмоционального напряжения желательно продолжить индивидуальные занятия с психологом, посещение кабинета БОС.

  3. Помогать ребенку находить конструктивные способы поведения в трудных ситуациях, а также в овладении приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой, негативными эмоциями (вспыльчивость, раздражительность).

 

Формирование семьи и семейных отношений – это труд на протяжении всей жизни. Приемные дети, как слепые котята, пробуют, обжигаются, перенимают у взрослых, утверждаются как личности. И задача родителей и педагогов помочь им собственными примерами, беседами. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения. Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.

 

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Дети часто бывают обижены и на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся... И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. В такие моменты в общении с детьми самым важным являются создание и поддержание теплых, доверительных, дружеских отноше- ний в семье. Им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, неприкаянность, одиночество.

 

Что же все-таки делать родителям?

 

Проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивайте, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Не только про уроки и школу, но и про друзей, про последний фильм, который он смотрел.

 

Не сравнивать. Помните, что каждый ребенок – особенный. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него не получается. Если он поверит в себя, то направит усилия на что-то более полезное и конструктивное.

 

Уделять время ребенку. Будьте рядом. Важно, чтобы дети знали, что дверь к вам всегда открыта, что всегда есть воз- можность поговорить или просто побыть с вами.

 

Проводить вместе время – это сближает. Совместный отдых, туризм, хобби, помечтайте вместе.

 

Слушать ребенка. Способность слушать – ключ к нормальному общению. Ваш ребенок хочет, чтобы его слушали, не перебивали, не вступали с ним в спор, узнавали о его чувствах, о взглядах, не настаивали на том, чтобы он слушал только взрослого. При этом будьте очень внимательны, не спешите высказывать свое мнение, давать оценки. Сопереживайте ему. Задавайте вопросы, чтобы лучше понять, что он имеет в виду (не думайте, что «и так все ясно»; он – другой человек, отличный от вас).

 

Вашим детям жизненно необходимо всегда чувствовать вашу любовь и поддержку. Если же ваша связь с ребенком нарушилась, ее необходимо обязательно и как можно скорее восстановить. Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха. Поэтому поддержка, которую вы окажете ребенку в нужный момент, лучше всего укрепит взаимоотношения между вами. Как сказал выдающийся педагог и психолог С. Л. Соловейчик: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого». Не скупитесь на любовь к вашему ребенку!

 

Поддерживать ребенка – значит верить в него! 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика