Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Взаимодействие НКО и государственных учреждений. Программа подготовки волонтеров

Автор - Н.В.Вараева, канд. психол. наук, заведующий отделением сопровождения семьи ГКУ СРЦН «Надежда», г. Нижний Новгород

 

За последние годы увеличилось количество людей, неравнодушных к проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие хотят чем-то помочь, поучаствовать в судьбе ребенка, прикоснуться к его жизни, поговорить с ним.  Но далеко не все готовы взять ребенка в свою семью. А вот посетить его в государственном учреждении, пообщаться, угостить или взять на прогулку многие считают возможным.

 

Взаимодействие НКО и государственных учреждений за последние годы стало актуальной проблемой, которая обсуждается и министерствами,  и общественными организациями.  И действительно, имея общую целевую аудиторию и работая на одних и тех же благополучателей, рационально интегрировать усилия, тем более, что ресурсы некоммерческих организаций шире в плане целевой материальной помощи или волонтерских мероприятий, тогда как государственные учреждения могут действовать только строго в рамках государственных стандартов услуг, которые им предписаны по профилю учреждения.

 

Однако волонтеры, приходящие в учреждение к детям, как правило, не имеют педагогического образования и четкого представления о специфике учреждения, проблемах и особенностях детей, находящихся в центре. Люди не осознают ответственности перед ребенком, не понимают, что их приход для него  -  стресс, и еще больший стресс - их уход. Не имеющие специальной подготовки волонтеры не отдают себе отчета в тех изменениях, которые происходят с ребенком от их участия, не догадываются, какие у ребенка ожидания от них, и не осознают, что изменяют всю систему отношений ребенка, изменяют спонтанно, и не готовы взять на себя ответственность за последствия.

 

С другой стороны, и сами взрослые испытывают дискомфорт при новых встречах с такими детьми, боятся поступить неправильно, в результате чего ведут себя неуверенно, и порой после двух-трех посещений бросают волонтерство, чем наносят рану и себе, и ребенку.

 

Третий фактор – это причины, по которым некоторые люди приходят в волонтерство, что заставляет их задуматься об этой проблеме. Это может быть какая-то собственная утрата в прошлом, какая-то психологическая травма, иногда чувство нереализованности. И эти люди, с непроработанными собственными психологическими проблемами, идут к детям с еще большими психологическими проблемами.

 

Поэтому прежде, чем включать взрослых в работу детской группы или поручать им проведение каких-то мероприятий, необходимо организовать подготовку приходящих в учреждение волонтеров.

 

Мы считаем, что подготовка волонтеров должна включать в несколько блоков и проходить в несколько этапов.

 

Блоки подготовки волонтеров:

  • Мотивационный блок (мотивация самих волонтеров, мотивация детей на встречу, мотивация родственников, отдавших ребенка в государственное учреждение);
  • Психологические и социальные особенности взаимоотношений в семье, причины возникновения проблем в семейной системе;
  • Терапевтический блок (направлен на проработку психологических проблем потенциальных волонтеров);
  • Социальные и психологические особенности воспитанников государственных учреждений;
  • Психология общения, конфликтология;
  • Основы психологической помощи в трудной жизненной ситуации;
  • Методический блок (различные технологии помощи семье и ребенку, основы проектирования).

 

Первый этап – базовый семинар-тренинг (20 академических часов).

В процессе тренингов происходит погружение в мир переживаний ребенка, воспитывающегося вне семьи, и осознание собственной мотивации, ресурсов и рисков в общении с этой категорией детей. Будущие волонтеры обучаются приемам активного слушания и различным методам и упражнениям для работы с детьми.

 

Второй этап – супервизия деятельности волонтеров (12 часов). «Молодые» (новые) волонтеры принимают участие в мероприятиях с детьми, организованными специалистами учреждения или кураторами волонтеров, работающими в учреждениях более года. После занятия (мероприятия) проводится рефлексия – обсуждение восприятия волонтерами детской группы и анализ поведения детей и взрослых, выделяются удачные «ходы» и риски во взаимоотношениях волонтера и ребенка.

 

Третий этап – самостоятельная организация мероприятий волонтерами с группой детей или индивидуальная работа с подшефным ребенком.

 

Четвертый этап (планируется в перспективе) – сопровождение волонтером кризисной семьи (кураторство).

 

Тематическое планирование тренинговых занятий (20 часов):

  1. Ценности волонтерской деятельности. Возможности и риски волонтера.
  2. Семья как система. Влияние семьи на развитие и становление личности.
  3. Особенности переживаний ребенка, воспитывающегося вне семьи. Роль волонтеров, приходящих в учреждение.
  4. Искусство общения. Развитие коммуникативных компетенций.
  5. Технологии работы с детьми. Проектирование как форма организации деятельности волонтеров в учреждении. Работа в команде.

 

Занятие 1Ценности волонтерской деятельности. Возможности и риски волонтера

 

Первое занятие является вводным и ознакомительным. В ходе этого занятия участникам группы предлагается сформулировать понятие «волонтер» и прописать компетенции волонтера. Также на этом занятии происходит погружение в переживания ребенка в кризисной семье, в государственном учреждении, проигрываются ситуации перехода ребенка из одних условий жизни в другие.

 

Ход занятия

  1. Занятие начинается с заполнения входной анкеты.
  2. Правила работы в группе (кратко).
  3. Круг знакомств.
  4. Работа с доской – формулировка понятия волонтер.
  5. Работа в малых группах – необходимые компетенции волонтера.
  6. Упражнение «Ладошки».

Цель – создание условий для переживания взрослыми состояния ребенка вне семьи.

  1. Построение модели семьи. Построение модели госучреждения. Сравнение этих моделей. Построение модели  с включением роли волонтера. Обсуждение.
  2. Упражнение «Найденное чувство». Рефлексия тренинга.

 

Занятие 2. Семья как система. Влияние семьи на развитие и становление личности

 

Через использование структурных техник и расстановки участники группы осознают процессы, происходящие в семье по мере ее развития и при попадании в кризисные ситуации. В ходе занятия рассматривается влияние родителей и детского опыта на человека в ходе всей его жизни. С помощью специальных упражнений представляется увидеть позитивное и негативное влияние семьи, как человек несет его по жизни, и что может дать освобождение. Данное занятие направлено, главным образом, на осознание волонтерами собственных рисков и ресурсов в работе с теми, кому они собираются помогать, а также на осознание групповых процессов, которые происходят в любой системе при изменении ее границ (в семье, в учреждении, в детском коллективе, в паре).

 

Ход занятия

  1. Круг «Ассоциации со словом семья».
  2. Динамическая скульптура семьи.

Цель – показать взаимосвязь членов семьи и зависимость всей структуры от каждого элемента.

  1. Родительский стул.

Цель – создать условия для осознания влияния родителей на восприятие жизни и модели поведения ребенка.

  1. Река жизни.

Цель – показать динамику изменений  в жизни человека в сочетании с изменениями в его семье

  1. Работа в малых группах: составление групповых правил для успешной группы
  2. Домашнее задание:

Таблица наблюдений (как часто я хвалю и критикую своих близких).

  1. Рефлексия тренинга. Вопросы

 

Занятие 3. Особенности переживаний  ребенка, воспитывающегося вне семьи. Роль волонтеров, приходящих в учреждение

 

Это методическое занятие, в процессе которого ведущий обсуждает с группой возрастные особенности детей, последствия депривации, теорию привязанности и различные защитные поведенческие механизмы. В ходе этого занятия волонтеры пробуют находить подход к особенному ребенку, знакомятся с особенностями системы закрытых учреждений.

 

Ход занятия

  1. Круг (Два своих качества: которое помогает в жизни и которое мешает).
  2. Просмотр видеоинтервью детей.
  3. Упражнение «Колесо фортуны».

Цель – поиск ресурсов и обозначение рисков в работе с детьми, воспитывающимися вне семьи.

  1. Работа с раздаточным материалом. Обсуждение. Вопросы.
  2. Рефлексия тренинга.
  3. Домашнее задание: совершить три нестандартных поступка.

 

Занятие 4. Искусство общения. Развитие коммуникативных компетенций

Это занятие  построено на моделировании, проигрывании и анализе ситуаций, с которыми могут столкнуться волонтеры в процессе своей деятельности, главным образом, в процессе общения с детьми и сотрудниками посещаемых ими учреждений.

В процессе занятия участники получают методические материалы:

-    Перечень базовых коммуникативных компетенций;

-    Виды слушания;

-    Способы открытого и закрытого выражения эмоций;

-    Способы поведения в конфликтных ситуациях.

Ход занятия

  1. Разбор домашнего задания.
  2. Проигрывание и анализ ситуаций.
  3. Работа в парах.

Цель – попробовать разные виды слушания.

  1. Игра «Назови свое состояние».
  2. Работа в малых группах.

Цель – выделить основные компоненты эмоциональной компетентности.

  1. Упражнение «Мини-театр».

Цель – показать различные способы и стратегии поведения в конфликтной ситуации

  1. Домашнее задание:

Понаблюдать за собой.

1) Каким образом вы обычно выражаете свои эмоции?

2) Составить самопрезентацию.

8. Рефлексия тренинга. Вопросы.

Цель – получение обратной связи от группы

 

Занятие 5. Технологии работы с детьми. Проектирование как форма организации деятельности волонтеров в учреждении. Работа в команде

 

Это занятие является итоговым. В ходе его волонтеры придумывают, моделируют и обсуждают различные виды деятельности, с которой они могли бы включиться в деятельность государственных учреждений. Также обсуждаются правила взаимодействия с сотрудниками учреждений, возможные проблемы и пути их решения.

Волонтерам даются следующие методы и технологии работы с детьми:

-    Книга моей жизни;

-    Игра Гюнтера Хорна;

-    Методика Ш. Айберга.

Ход занятия

  1. Разбор домашнего задания.
  2. Ожидания и опасения от волонтерской деятельности (круг).
  3. Анализ направлений деятельности волонтера в учреждении и вне его (работа с доской).
  4. Знакомство с новыми методами и технологиями.
  5. Работа в малых группах. Моделирование деятельности (занятий).

Цель – выбрать адекватную условиям учреждения и возможностям волонтеров деятельность.

  1. Упражнение «Автомобиль».

Цель – отработка взаимодействия ролей в команде.

  1. Работа в малых группах. Составление перечня требований к волонтерам и к учреждению.
  2. Рефлексия тренинга. Вопросы.
  3. Упражнение «Я в лучах солнца»

 

По итогам всего курса волонтеры заполняют анкеты обратной связи и получают «личную книжку волонтера», которая позволяет им посещать государственные учреждения, с которыми у волонтерской организации заключен договор. В государственном учреждении волонтеры дополнительно расписываются в том, что они ознакомлены с Положении об организации деятельности волонтеров в данном учреждении (пример Положения см. в приложении).

На последнем занятии происходит и распределение волонтеров по учреждениям для прохождения супервизии и дальнейшей работы.

 

В ГКУ СРЦН «Надежда» есть опыт включения волонтеров в тренинги с детьми, выездные мероприятия с кризисными семьями, тематические мероприятия с замещающими семьями и другие виды работ.

 

Книгу Н.Вараевой «Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации «Планета друзей» с подробным описанием программы подготовки волонтеров, включая теоретико-методическое обоснование, практические примеры и рабочую тетрадь, вы можете скачать здесь.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика