Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Воспитание по методу Марии Монтессори как способ взаимодействия приемной семьи и социальных организаций для детей-сирот

Автор - К.М.Лидовская, воспитатель, ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва. Источник - Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2016 г.

 

Основная задача центров содействия семейному воспитанию (далее – ЦССВ), как следует из названия организации, – содействовать семейному устройству детей, в том числе и детей особых. Для решения этой задачи проводятся различные мероприятия: создаются базы данных детей-сирот, проводятся «дни аиста» и дни открытых дверей для знакомства воспитанников и их будущих родителей, работают школы приемных родителей. Все направлено на подготовку семьи к принятию ребенка, оставшегося без попечения родителей. Однако не нужно забывать о том, что и самого ребенка нужно готовить к жизни в семье – ведь мы верим, что наши воспитанники найдут свое семейное счастье. Ребенок не сидит на одном месте в ожидании своих усыновителей, он растет и развивается с помощью опытных воспитателей – педагогический процесс никуда не исчез, несмотря на все плюсы и недостатки идущей в нашей стране реорганизации системы учреждений для детей-сирот.

 

С детьми старшего возраста, имеющими нарушения развития различной степени тяжести, подготовку к жизни в семье могут вести психологи на доступном для детей уровне. Посещение детьми занятий вне стен «родной организации» способствует их социализации, для отдельных детей организовано «надомное обучение» по школьной программе. Воспитателям же, как и остальным службам ЦССВ, остается важная и ответственная часть подготовки детей к жизни в семье – научить ребенка ходить, общаться и обслуживать самого себя, сделать ребенка максимально самостоятельным для своих лет, возможностей и способностей, привить ему навыки общечеловеческой культуры.

 

В настоящее время в ряде центров содействия семейному воспитанию города Москвы действует проект по воспитанию особых детей-сирот по методу Марии Монтессори.

 

Монтессори-педагогика в особом представлении не нуждается. Наверное, каждый взрослый человек хоть раз слышал имя итальянской учительницы – основательницы этой педагогической системы. За все время своего существования метод обрел и сторонников, и противников. Школы Монтессори открыты в разных странах мира, это образование даже считается элитным. В России монтессори-педагогика известна уже 100 лет, начиная с самых первых посещений русскими исследователями итальянских домов ребенка, включая пери- од непринятия метода советской педагогикой и период возрождения интереса к системе воспитания в 90-е годы ХХ века. Сейчас действуют монтессори-детские сады и школы в разных городах России, однако эта система распространена недостаточно широко.

 

Известно, что Мария Монтессори разрабатывала свой метод обучения детей, работая с детьми, имеющими отклонения в развитии. Обучаясь под ее руководством, эти дети показали очень хорошие результаты на государственных экзаменах и даже превзошли «нормальных» детей, потому метод вызвал такой живой интерес в самых широких общественных кругах. После этого первого успеха Мария Монтессори начала приме- нять свой метод в обучении и воспитании нормально развивающихся детей и к особым уже не возвращалась. В современных организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, находятся дети как наиболее сохранные, так и особые дети, имеющие в своем развитии множество проблем.

 

Почему монтессори-метод подходит для обучения и воспитания особых детей-сирот? Как он может содействовать семейному устройству воспитанников ЦССВ? В рамках небольшой статьи постараемся дать ответы на эти вопросы.

 

Педагогика Марии Монтессори – это не методика формирования у ребенка какой-либо отдельной группы навыков или способностей. Это – особый взгляд на ребенка и целостная система воспитания личности от рождения до совершеннолетия. Раньше дети из дома ребенка по достижении четырехлетнего возраста переходили в детские дома, где воспитывались до 18 лет. Центры содействия семейному воспитанию призваны устроить в семью максимально возможное количество своих подопечных. Однако существует категория детей, которые, в силу своих особенностей, надолго задержатся в сиротской организации. Именно для них такая единая система организации всей жизни видится более подходящей, чем обучение по программе, приближенной к школьной и рассчитанной на учебные годы.

 

Педагогу, желающему применять методику Монтессори в своей практике, необходимо пройти специальное обучение. Заинтересованным усыновителям тоже можно рекомендовать пройти соответствующие курсы, однако это довольно дорого стоит, и понятно, что не все согласятся на большие расходы. Тем не менее, создание единого информационного поля «воспитатели-усыновители» необходимо, как необходимо и знание теоретических основ метода. Здесь можно рекомендовать сотрудникам ЦССВ проводить консультации, семинары для приемных родителей, знакомя их с теоретическими основами монтессори-метода, предложить соответствующую литературу. Это обеспечит единство требований к ребенку и будет способствовать лучшей адаптации ребенка в приемной семье, а в дальнейшем может облегчить поддержание контакта и сотрудничество усыновителей и ЦССВ с целью отслеживания дальнейшей судьбы бывших воспитанников.

 

Одной из основных особенностей метода Марии Монтессори является свобода. Наверное, для сиротских учреждений это будет новым подходом к детям. Жизнь детей регламен- тирована и расписана по минутам: занятия, прогулки, прием пищи, сон. Свободное от занятий время педагоги также обязаны чем-то насыщать, в основном, предлагая детям малоинтересные игрушки. Не станем отрицать значимость соблюдения режима дня, особенно для маленьких детей. Однако дети мало чем могут повлиять сами на организацию их жизни – все в ней идет от взрослых, а взрослым важно только то, чтобы дети сидели тихо и имели минимальную возможность травмироваться. С раннего возраста дети живут на всем готовом и, в результате, в более старшем возрасте не умеют самостоятельно играть и доступным способом организовывать свой досуг, не имеют любимых занятий, а вырастая, становятся малоспособными к самостоятельной жизни. Даже обучение детей ведется на специальных занятиях, содержание которых также подбирает взрослый. Детям предлагается усвоить определенный материал в соответствии с утвержденной программой.

 

В этом отношении монтессори-метод будет хорошей альтернативой. Ребенок, проявляя собственный интерес к чему-либо, может сам выбирать себе занятие и концентрироваться на выбранном виде активности так долго, как ему хочется. Даже если игра прерывается каким-либо режимным моментом, ребенок точно знает, что сможет в другое время вернуться к интересовавшим его предметам. Участвовать в организации режимных моментов дети также могут сами и по собственной инициативе, но учить их этому можно не потому, что так решили взрослые, а потому, что этого захотели сами дети. Однако свобода не безгранична и правила поведения в группе, обращения с материалами все же существуют.

 

Свобода действовать и развиваться предоставляется ребенку в организованной, насыщенной стимулирующими активность мозга материалами среде. Пожалуй, это – главное в монтессори-методе. Все капризы и прочие нарушения дисциплины начинаются там, где ребенку не хватает пищи для ума. Какими бы особенностями развития ребенок ни отличался, для него всегда может найтись деятельность, которая его заинтересует. Мария Монтессори считала, что только активная деятельность, которая ведет к развитию личности ребенка, делает его счастливым. Ребенку нужна свобода в проявлении своих «учебных потребностей», и, если он находит тот материал, который эти потребности может удовлетворить, он будет весел и доволен. Это – лучшая награда для ребенка. Меняя род занятий по своему усмотрению, ребенок учится и отдыхает од- новременно. По мнению итальянского педагога, учебная деятельность должна насыщать, а не истощать ум ребенка, а это можно обеспечить не навязыванием педагогических задач, а предоставляя свободу учиться.

 

Активность ребенка в познании окружающего мира должна стимулироваться подготовленной средой. Взрослые уже все знают об окружающем, а ребенок приходит в мир «без багажа», малышу нужно «вживаться», осваивая окружающее его пространство. Так происходит у всех детей, природа наде- лила их способностью расти и развиваться, но дети будут делать это в меру своих возможностей, и задача взрослых, воспитателей или приемных родителей в том, чтобы помочь ребенку реализовать свой индивидуальный жизненный план. Тут важен каждый, даже самый проблемный ребенок. Придя в мир, он должен занять в мире свое, только ему предназначенное место. Поэтому необходимо подготовить для ребенка среду, в которой он сможет показать свои способности и приобщиться к культуре своего народа. Монтессори-метод хорош тем, что с его помощью дети становятся более восприимчивыми к реаль- ности, учатся познавать и действовать в реальности, становятся самостоятельными через самостоятельную деятельность, а это довольно актуально именно для детей, воспитывающихся вне семьи.

 

Посетив группу, в которой воспитывается ребенок, приемные родители смогут получить консультацию по оснащению комнаты ребенка в их доме: какую лучше подобрать мебель, развивающий материал. Создание подходящей среды представляется широчайшим полем для проявления как та- ланта «дизайнера по интерьерам», так и собственного педагогического дарования и в семье, и в сиротском учреждении. Подготовленная среда должна отвечать определенным требованиям. Педагогический метод рождался в Италии, стране света и красоты, но, конечно, делать все в итальянском стиле не нужно – желательно знакомить ребенка с традициями той страны, в которой он живет, давая при этом представление о других культурах.

 

«Наши дети должны стать лучше нас», – считала Мария Монтессори, поэтому мы должны предоставить им самое лучшее. И кажется, что люди, решившие принять чужого ре- бенка в свою семью не просто ради лишнего заработка, тоже стремятся дать приемному малышу только лучшее, но это не должно сводиться только к сюсюканью и заваливанию ребенка дорогими игрушками. Важно помочь ребенку раскрыться и стать личностью, несмотря на все его проблемы и особенности. Воспитанники социальных организаций, даже имеющие глубокие нарушения в развитии, особо нуждаются в красоте, которую для них создают воспитатели. Красота эта состоит не в наличии антикварной мебели и ценной посуды, красота эта в простых предметах, которыми самим детям должно быть приятно пользоваться, ведь именно дети будут основными хозяевами группы. Легкая красивая мебель, столики и стульчики, за которыми дети могут работать, поставив их по своему усмотрению; предметы украшения интерьера, сделанные руками детей и взрослых, цветы. И, конечно, должно быть много света. В такой комнате и мусорить не захочется, но если такое случится, то дети смогут принять посильное участие в уборке, ведь они упражнялись и в вытирании пыли, и в других необходимых работах. При общих принципах оборудования помещения все группы, классы будут иметь свою индивидуальность. А дома каждая приемная мама сможет создать свою уютную рабочую атмосферу для детей.

 

На открытых стеллажах-полках, сконструированных соответственно росту детей и потому всегда доступных, располагаются развивающие классические материалы, которые разработаны Марией Монтессори, а также те, которые сделаны руками воспитателей группы. Материалы можно делать самим, соблюдая при этом определенные принципы. Эта тема представляется хорошим ресурсом для сотрудничества педагогов сиротского учреждения и приемных родителей, ведь можно обмениваться идеями, своими наработками, устраи- вать встречи-показы презентаций работы с новыми материалами. На формирование у детей бытовых навыков и навыков самообслуживания направлены монтессорианские «упражнения в практической жизни» – для них необходимы различные предметы быта, например, тряпки, щетки, ведра и швабры, не из игрушечных наборов, а настоящие, но приспособленные под детскую руку и небольшого размера.

 

Если мы воспитываем детей по монтессори-методу, то будет ли хорошо и полезно оставлять детям только монтессори-материалы? Не обедним ли мы среду, если уберем все игрушки? Как мы знаем, среда должна предоставлять ребенку импульсы для развития – таким способом мы формируем окружение ребенка. Дети были «соавторами» Марии Монтессори: наблюдая за их играми и работой с материалами, итальянский педагог оставила только то, чем дети действительно интересовались. Потому наша задача – предложить детям то, что, по нашему мнению, их заинтересует, но если дети к этому материалу или игрушкам не подойдут потом сами, то нужно сделать вывод о том, почему это не находит интереса у детей.

Как показывает практика, даже «нормальные» дети, воспитывающиеся в семье, где есть все необходимое, интересуются новой игрушкой лишь некоторое время, а потом забывают о ней, и им уже нужна другая новая игрушка. А предметы простые, но дающие возможность обследовать их, манипулировать ими по-разному и повторять упражнение несколько раз, занимают ребенка довольно долгое время. Кроме того, каждый предмет может чему-либо научить ребенка: например, фарфоровая чашка учит обращаться с ней осторожно, ведь ее можно разбить; маленький и легкий детский столик учит обходить его, не задев, иначе грохот будет слышен по всему помещению.

 

В подготовленной среде необходимо поддерживать чистоту и порядок. Детей, как в группе, так и дома нужно приучить аккуратно убирать все использованные материалы на свое место. В группе это делается для того, чтобы другой ребенок мог легко воспользоваться этим материалом. А дома, если ребенок один в семье, всем будет приятно находиться в комнате, где все на своих местах и ничего не валяется просто так. Здесь многое зависит от взрослых – они тоже должны соблюдать порядок, а не только требовать это от детей. В этом смысле тоже видится преемственность сиротской организации и приемной семьи – развивающая среда построена по одинаковым принципам и требования к ребенку предъявляются одинаковые.

 

Особое внимание в педагогике Марии Монтессори уделяется учителю (или воспитателю), но это распространяется и на всех взрослых в окружении ребенка. Взрослый должен научиться наблюдать поведение ребенка в подготовленной среде, чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на чем-то полезном для его развития. Для этого и необходимо следить за чистотой и тем, чтобы все материалы и пособия были в рабочем состоянии, чтобы не были потеряны детали – это тоже задача взрослых. Когда, наконец, ребенок чем-то увлекся, то не надо ему мешать и пытаться делать за него, считая, что так мы ему помогаем. Детям интересно преодолевать трудности, это помогает им узнать свои возможности, поэтому наше вмешательство в их деятельность должно быть минимальным и только в том случае, когда это совсем необходимо. Мария Монтессори отводит взрослым скорее управляющую, чем обучающую роль. Каждый взрослый в окружении ребенка – это представитель общества, и он должен помогать ребенку в усвоении правил поведения в обществе. В этом смысле семейное воспитание может дать ребенку гораздо больше, чем любая социальная организация. И именно поэтому нужно предоставлять ребенку образцы самого высококультурного поведения и не просто говорить: «Делай так-то и не делай так-то», – а именно самим взрослым быть такими, чтобы ребенок впитывал только лучшее. К сожалению, в социальных организациях в большинстве случаев взрослые ведут себя прямо противоположно всякой культуре.

 

Воспитание ребенка идет не только в подготовленной среде, на детей влияет и природа. Обычно к «экологическому воспитанию» относят уход за животными и растениями в уголке природы, если речь идет о детском учреждении. Дети в семьях, как правило, сами просят завести кошечку или собачку, а уход за ними, как и уход за растениями, ложится на родителей. Хорошо, если есть дача и можно вывезти туда ребенка на лето или съездить на море. В социальных организациях проводятся прогулки по режиму дня, и на этом воспитание природой практически заканчивается. Мария Монтессори смотрит на природу шире. В идеале все детство ребенок должен был бы провести в загородном доме, иметь возможность гулять в лесу, в поле, на лугу; знакомиться с животными на ферме. Можно выделить ребенку грядку на огороде и научить сажать овощи, из которых потом ребенок сможет сделать салат – опять же с минимальной помощью взрослого. Ребенок может выращивать и цветы, составлять из них букеты для украшения дома. Природа дает массу впечатлений и ощущений в разные вре- мена года, это – отличное педагогическое средство для всестороннего развития ребенка, но тесный контакт с природой семейное воспитание может обеспечить ребенку гораздо лучше, чем любое учреждение.

 

Рассмотрев, хотя и очень кратко, метод Марии Монтессори в контексте воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать вывод о том, что ресурс для сотрудничества приемной семьи и центров содействия семейному воспитанию есть. Проект воспитания по системе Марии Монтессори детей в социальных организациях пока еще только набирает силу и о конкретных результатах говорить пока рано. Однако хочется надеяться, что эта идея получит свое развитие в дальнейшем.

 

Литература:

1. Монтессори М. Научная педагогика. Дом ребенка. – М.: «Народная книга», 2014.

2. Монтессори М. Научная педагогика. Элементарное об- разование. – М.: «Народная книга», 2014.

3. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и пра- ктика. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

4. Стэндинг Э.М. Жизнь и творчество Марии Монтессори. – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2012.

5. Maria Montessori. Zehn Grundsaetze des Erziehens. / Herausgegeben von Ingeborg Becker-Textor – Verlag Herder GmbH, Freiburg im Breisgau, 2012. 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика