Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Новости

  • Вебинар «Автономия приемной семьи: этический, психологический и правовой аспект»

    В разделе Вебинары опубликован материал «Автономия приемной семьи: этический, психологический и правовой аспект». Вебинар был проведен Ресурсным центром помощи приемным семьям с особыми детьми БФ "Здесь и сейчас".  
  • Вебинар «Особенности и сложности позиции специалиста в работе с ранней психологической травмой»

    Ресурсный центр помощи приемным семьям Благотворительного Фонда "Здесь и сейчас" приглашает специалистов, работающих с приемными семьями 23 сентября 2020 года в 11.00 на вебинар «Особенности и сложности позиции специалиста в работе с ранней психологической травмой».  

  • Семинар для родителей "История жизни ребенка и психологическая работа с темой приёмности"

    Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми Благотворительного фонда "Здесь и сейчас" приглашает приемных родителей 18 сентября в 17.00 на семинар "История жизни ребенка и психологическая работа с темой приёмности". 
    Семинар пройдет в очном формате по адресу: г. Москва, ул. Шухова, д. 17, корп. 2 (м. Шаболовская).
    Записаться на семинар можно по ссылке: https://fond-zdes-i-seychas.timepad.ru/event/1413142/ 
    Задать дополнительные вопросы: ватсапп +7 (968) 708-1602, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
     

Создание условий для развития самостоятельности выпускников детских домов в клубах «Большой перемены»

Е.А.Зверева, руководитель клубов, преподаватель русского языка, ОЦ БФ «Большая Перемена», Москва. Источник - Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015 г.

 

Многолетний опыт работы Благотворительного Фонда «Большая Перемена» с выпускниками детских домов показал, что большинство из них после выхода из сиротских учреждений оказываются неспособными успешно адаптироваться в социуме, конструктивно решать возникающие жизненные задачи, строить отношения с людьми. Это проявляется в том, что они не могут долго удержаться на одном месте работы; не знают, что при болезни можно и нужно оформлять больничные листы; у них очень часто возникают проблемы с оплатой коммунальных услуг и т.д. и т.п.

 

Мы убеждены, что проблемы такого рода являются следствием депривации, которую испытывали эти люди в детстве в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Депривация, которая проявляется в информационном голоде, скудной однообразной окружающей среде, узком круге общения, отсутствии своевременной правильной интерпретации происходящего и возможностей обсудить свой личный опыт, однообразии социального опыта, невостребованности личного мнения и невозможности совершить собственный выбор способов и окружения для самореализации, приводит к вполне определенным последствиям. Мы видим, что у большинства ребят, вышедших из закрытого учреждения в открытую социальную среду, не хватает способности активно и эффективно решать жизненные задачи, встающие перед ними. У них отсутствует умение действовать в ситуации выбора, принимать самостоятельные решения и отвечать за полученные результаты, анализировать свой новый опыт и учитывать его в похожих ситуациях. После выхода из детского дома или интерната, где он вырос, бывший воспитанник сталкивается с новыми для него, незнакомыми жизненными ситуациями (под жизненной ситуацией мы понимаем ситуацию, которая требует от человека принятия какого-либо решения).

 

По-хорошему, попав в такую ситуацию, важно:

– увидеть и понять, в чём эта ситуация заключается;

– самоопределиться в ситуации: определить своё отношение к ней, хочу ли я и буду ли что-то делать;

– решить, что именно я в этой ситуации буду делать;

– составить план выхода из ситуации;

– реализовать свой план.

 

В идеале это должен уметь каждый человек, но у ребят такого опыта нет. Они могут не признавать наличия ситуации, требующей разрешения, из-за страха или недопонимания, либо принимают неверное решение из-за недостатка жизненного опыта, они могут вообще не браться за решение, потому что си- туация обычно разрешалась для него и за него кем-то.

 

Мы видим свою задачу в том, чтобы научить студентов «Большой Перемены» не только умению организовывать свою жизнь и жизнь близких, но и анализировать сложившуюся ситуацию, находить и реализовывать достойный выход из неё. Мы создаем условия для формирования отношения к себе как человеку активному, инициативному, умеющему самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Это происходит как в процессе учебно-познавательной деятельности, так и в клубах, организо- ванных в рамках комплексной программы «Культурно-образовательный досуг в «Большой Перемене»: в Театральном клубе, в «Музыкальной гостиной» и в клубе «Путешественник».

 

По сравнению с учебно-познавательной деятельностью, организованной в формате уроков, в клубах у ребят большая свобода, менее тесные рамки, которые позволяют возникнуть разным жизненным ситуациям, что уже само по себе несёт большой образовательный потенциал. Преподаватель и студент оказываются в этих жизненных ситуациях вместе, что позволяет студенту увидеть образец самоопределения другого человека в разных жизненных ситуациях. Педагог в клубе может подключиться к диалогу со студентом в момент возникновения ситуации (сразу же, как она возникла) и выступить инициатором преобразования жизненной ситуации студента в образовательную.

 

Участвуя в Театральном клубе, студенты посещают спектакли Московских театров.

 

В Музыкально-литературной гостиной студенты учатся слушать музыку и произведения художественной литературы разных стилей и жанров и участвуют в организации приёма и угощения гостей клуба и артистов, дающих благотворительные концерты в помещении «Большой Перемены».

 

В клубе «Путешественник» студенты принимают участие в пешеходных экскурсиях по Москве, посещают Московские музеи, выезжают на однодневные экскурсии выходного дня по Подмосковью и соседним областям, а также на многодневные (1-2 недели) экскурсии по Европейской части России, самостоятельно организуют турпоездки за границу.

 

Разнообразное содержание, включенное в программу клубов, имеет хороший воспитательный потенциал, но в данной статье мы хотим особое внимание уделить тому, каким образом мы создаем условия для развития детей-сирот и выпускников детских домов как субъектов жизнедеятельности. Субъект жизнедеятельности в данном контексте по нашим представлениям – человек, умеющий осознанно и целенаправленно самостоятельно и ответственно организовывать время и события собственной жизни.

 

В результате участия в различных клубах студент из пассивного участника превращается в организатора событий для себя и других людей, пройдя путь от позиции Пассивного» через позиции «Вовлечённого в событие», «Выбирающего событие», «Инициатора участия в событии» до позиции «Со-участника», а затем позиций «Помощника», «Со-организатора», «Организатора» и «Создателя со-бытия», который может организовать событие не только для себя, но и для других людей.

 

В поддержке динамики переходов от позиции к позиции мы и организуем педагогическую деятельность по развитию и формированию позиции субъекта в рамках содержания клубных программ. Как это происходит можно увидеть в следующей схеме:

 

Охарактеризуем позиции, представленные на схеме, и точки перехода от одной позиции к другой.

 

Субъект жизнедеятельности -

человек, который умеет организовывать время и события сквоей жизни 

5 - Создатель со-бытия

4 - Организатор

3А – Инициатор участия в событии

3Б – Со-организатор

2А – Выбирающий событие

2Б - Помощник

1А – Вовлеченный в событие

1Б – Со-участник

0 - Пассивный

Динамика становления студента как субъекта организаторской деятельности

 

Нулевая позиция – «Пассивный»

 

Студент мало общается с окружающими, не интересуется событиями, происходящими в «Большой Перемене», работой клубов. И это может быть отправной точкой в нашей работе со студентом.

 

Точка перехода: Случайно попал на мероприятие.

 

Первая А позиция – «Вовлечённый в событие»

 

Студент, как ему кажется, случайно для себя узнал о событии и обратил на него внимание, проявил любопытство, пассивно последовал за организатором события – педагогом клуба.

 

Например, студенты идут в театр, если им эмоционально расскажут о сюжете спектакля, особенностях, «изюминках» постановки и «проиграют» в лицах некоторые сцены. Они приходят на концерты Музыкально-литературной гостиной, если кто-то заинтригует их рассказом о таинственных инструментах (терменвоксе, перкуссии...), на которых будут играть музыканты, поставит записи произведений или расскажет коротенькие захватывающие истории об ансамблях или музыкантах, которые будут выступать. Есть вероятность, что новички-студенты поедут на экскурсии, если увидят красочное объявление, фотографии тех мест, где будет проходить экскурсия. Еще большая вероятность этого, если студенты «случайно» услышат истории о местах или людях, с которыми эти места связаны, узнают о связи темы экскурсии с материалом учебных предметов. Очень большой отклик и интерес к экскурсии появляется, когда там есть возможность сделать что-то самим (изготовить, нарисовать, пострелять из ружья времён войны 1812 г. и т.п.) и об этом заранее рассказывается.

 

На этом этапе огромную, можно сказать, судьбоносную роль играют творческие способности педагога, позволяющие увлечь студента, разжечь у него устойчивое любопытство к намечающимся совместным событиям.

  

Точка перехода: Захотел повторения события.

  

Вторая А позиция – «Выбирающий событие»

 

Студент заинтересовался предлагаемыми ему событиями, проявил любознательность, узнал о них подробнее. Теперь он в состоянии выбрать из предлагаемых ему вариантов тот, который ему больше подходит, и объяснить причины такого выбора. Т.е. он перешёл от спонтанного интереса к осознанному. Его кругозор начал расширяться.

  

Например, студентка Т. выбирала, куда ей пойти: на арт-экскурсию в ГМИИ им. А.С. Пушкина, на занятие Английского клуба или на кулинарный урок в ПНИ, где она живёт. Т. выбрала Английский клуб, так как это было первое занятие в клубе и ей было интересно посмотреть, что это такое, а ещё она хотела выучить английский язык.

 

Точка перехода: Осознал, что есть свобода выбора событий.

 

Третья А позиция – «инициатор участия в событии»

 

Позиция проявляется, когда возникает целенаправленный интерес к какому-то вопросу, у студента возникает желание ближе познакомиться с этим вопросом, лучше понять его. Он предполагает, что в этом ему поможет участие в определённом событии. Он проявляет личную инициативу и предлагает руководителю организовать это событие.

 

Например, студентка К. увидела по телевидению передачу об интерактивном туристическом комплексе «Этномир», она сама нашла информацию о нём в Интернете и предложила всем вместе летом, во время традиционной однодневной экскурсии, поехать туда. В этой теме К. вполне способна выступать в роли консультанта-советчика для других ребят, но в организацию события она пока не вовлекается (на предложение подобрать для ребят мастер-класс, который бы им был интересен, ответила, что всё есть на сайте «Этномира», кому надо – разберется).

 

Точка перехода: Осознал, что есть возможность повлиять на возникновение события, придумать его.

 

Следующие позиции на схеме показывают, каким образом студент может стать все более полноценным организатором той деятельности, в которую до этого был включен педагогом. В этот вид деятельности он может включиться только после того, как освоил первую позицию («Включённый в событие»). Это готовит качественный скачок в его осознании происходящего и себя как человека, способного влиять на происходящее с ним.

 

Первая Б позиция – «Со-участник»

 

Позиция характеризуется тем, что преподаватель вовлекает студента в организацию события просьбами о помощи. Студент выполняет эти просьбы, не проявляя инициативы. В результате, под руководством и при помощи педагога студент приобретает начальные навыки организации событий и работы с распределением обязанностей в группе организаторов.

 

Например, при подготовке к концертам Музыкально-литературной гостиной мы накрываем стол к чаепитию, готовим афиши и программки концерта, расставляем столы и стулья, встречаем гостей, готовим подарки-сувениры и вручаем их артистам, убираем помещение после концерта. Сначала студенты способны выполнять только разовые конкретные поручения, всё время спрашивая, как и что делать. Постепенно они осваивают весь объём работы и уже не ждут просьб и напоминаний.

 

Точка перехода: Осознал своё место в организации события.

 

Вторая Б позиция – «Помощник»

 

Когда студент знает перечень дел и обязанностей, необходимых для организации события, он может выбрать из них те, что ему по душе, или сам предлагает взять на себя выполнение этих обязанностей. Порученные обязанности он пока выполняет под контролем преподавателя и не вполне отвечает за цели и результаты этой деятельности.

 

Так при подготовке к концертам Музыкально-литературной гостиной студент выбирает для себя работы, которые он будет выполнять: например, кто-то готовит бутерброды и накрывает на стол, а кто-то делает и раскладывает программки.

 

При подготовке к образовательной поездке в рамках клуба «Путешественник», мы сначала обсуждаем, что же нужно, чтобы поездка состоялась. А потом каждый участник путешествия выбирает для себя, за что он будет отвечать (поиск информации об экскурсионных турах, гостиницах, музеях, билетах на поезд, культурная программа, бухгалтерия, связь, аптечка, вода и питание, фотографирование, подарки экскурсоводам и литература и подарки в «Большую Перемену» и т.п.).

 

Точка перехода: Представляет последовательность действий организатора события.

 

Третья Б позиция – «Со-организатор»

 

Студент предлагает взять на себя часть обязанностей по организации события, которые обычно выполняет преподаватель. В работе проявляет инициативу:

– «болеет» за результаты;

– выполняет больше, чем обещал (ему надо это самому);

– предлагает свои варианты;

– активно преодолевает трудности на пути к этому событию;

– обращается к другим с просьбой о помощи, вовлекает помощников;

– осваивает ЗУНы организаторской деятельности.

 

Студент сам организует педагога как своего помощника. Он может поручить педагогу какую-то работу.

 

Например, когда мы готовились к образовательной поездке в Испанию, документы на визы в турагентство были поданы в два захода. Сначала в турагентство съездил руководитель поездки со студенткой Л. А потом студентка Л. сама организовала поездку в турагентство для остальных участников путешествия.

 

Точка перехода: Представляет смысл и алгоритм деятельности организатора, способен воспроизвести алгоритм в новой ситуации.

 

Четвёртая позиция – «Организатор».

 

Студент сам полностью планирует, проектирует и организует для себя событие, которое приносит пользу ему самому. В ходе работы он, при необходимости, обращается к другим с просьбой о помощи, вовлекает помощников. Событие может быть организовано как в «Большой Перемене», так и вне «Большой Перемены».

 

Например, студентка Г. организовала для себя летом поездку в Крым, а студент К. сам купил билеты и сходил на концерт понравившегося ему музыканта.

 

Точка перехода: Осознал свою потребность организовывать события для других.

 

Пятая позиция – «Создатель со-бытиЯ»

 

Студент сам полностью планирует, проектирует и организует событие, которое приносит пользу не только ему самому, но и другим людям. При этом он сам несёт ответственность за свою деятельность. В ходе работы он при необходимости обращается к другим с просьбой о помощи, вовлекает помощников, обучает их и контролирует их деятельность. Событие может быть организовано как в «Большой Перемене», так и вне «Большой Перемены».

 

Например, студентка Г. взяла на себя организацию поездки группы своих однокурсников из колледжа в Новгород Великий. Причём действовала она по образцу организации путешествий, который видела и «проходила на себе» в «Большой Перемене». Она разработала маршрут, приготовила для однокурсников доклады, рассказывающие об архитектуре Новгорода и об особенностях новгородской иконописи...

 

Студентка Л. сама организует поездки за границу для себя и своей приёмной мамы.

 

Ясно, что все «ступени», кроме седьмой и восьмой позиций, студент проходит при неослабном внимании, под контролем и при помощи преподавателя. Когда студент находится на 7 или 8 позициях, преподаватель может выступать в роли консультанта по запросу студента.

 

Условия, необходимые для освоения позиций студентом

 

Для успешного освоения студентом всех этих позиций и становления его как субъекта организаторской деятельности необходимы определённые условия.

 

Во-первых, должен быть создан доброжелательный стиль общения студентов и преподавателей. Его характеристиками являются:

– уважительное, спокойное и терпеливое отношение преподавателя к студенту;

–  абсолютно добровольное участие студента в работе клубов, задача состоит в том, чтобы не заставлять, а заинтересовать, завлечь и увлечь;

–  уверенность студента в том, что преподавателя раду- ют его успехи и волнуют его неудачи.

 

Во-вторых, события, в которые вовлекается студент, должны тщательно подбираться с учётом его интересов и уровня развития. Они должны:

– вызывать интерес;

– быть понятными изначально или после подготовительных бесед и разъяснений;

– сопровождаться приятными моментами: общение с животными, покупка сувениров и мороженого, возможность фотографировать, купание, катание на лодках и т.д.

 

Основная задача: подобрать предлагаемые студенту события и их последовательность таким образом, чтобы он не разочаровался и не утратил желания развиваться дальше.

 

В-третьих, перед каждым событием, а иногда задолго до него, преподаватель проводит подготовительную работу, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого участника. После этого у студента появляется образ грядущего события. Например,

–  перед каждым походом в театр преподаватель рассказывает всем участникам о театре, о спектакле, о драматурге, об актерах, напоминает правила поведения в зрительном зале;

–  перед каждой образовательной поездкой в «Большой Перемене» проводится специальная конференция, на которой все участники поездки делают доклады о месте, куда они едут; они сами выбирают тему доклада, пишут текст, делают компьютерную презентацию;

–  в помещении «Большой Перемены» есть стенд, на котором регулярно размещаются отчёты о прошедших событиях: фотоматериалы, буклеты, отзывы участников, а также объявления о будущих событиях;

–  примерно за год до поездки за границу преподаватель проводит с каждым участником планирование его бюджета с целью выделения денег на поездку.

 

В-четвёртых, после каждого события преподаватель про- водит «Разбор полётов», во время которого студенты вспоминают о том, что было, формулируют свои впечатления и делятся ими, оценивают своё поведение, свои достижения и упущения. Таким образом, они учатся анализировать само событие, своё отношение к нему, свой вклад в его организацию и т.д.

 

В-пятых, преподаватель постоянно отслеживает и оценивает уровень развития каждого участника клуба, что даёт возможность проследить динамику его развития. Основанием для таких оценок служат личные наблюдения преподавателя, а также анализ по разработанной нами методике письменных отзывов студентов о прошедшем событии.

 

Участники Театрального клуба дают отзыв на каждый спектакль, а участники клуба «Путешественник» – на каждую экскурсию или (при многодневных экскурсиях) на каждый экскурсионный день. При составлении отзыва студенты последовательно отвечают на три вопроса:

– Что Вам больше всего понравилось?

– Что Вам меньше всего понравилось?

– Что удивило? Поразило?

 

Некоторые студенты составляют отзывы самостоятельно, но основная масса студентов составляет отзыв с помощью преподавателя при проведении интервью по разработанной нами методике [1].

 

Отзывы каждого студента за время его участия в работе клубов «Большой Перемены» накапливаются и хранятся. Совокупность отзывов одного студента за всё время его участия в работе клуба позволяет выявить динамику его развития за время наблюдения.

 

В-шестых, зная уровень развития студента, преподаватель ставит перед ним всё более трудные задачи, побуждая его к совершенствованию, и радостно отмечает все его достиже- ния в общении с ним наедине и публично.

 

Практика обучения и воспитания студентов в клубах «Большой Перемены» позволяет отметить следующие закономерности:

 

1. Траектория развития от позиции «Пассивный» до позиции «Создатель со-бытиЯ» индивидуальна для каждого студента и зависит от его способностей, знаний, жизненного опыта, состояния в данный период:

–  он может сразу оказаться на второй или третьей пози- ции и продолжать движение вперёд;

–  может «перескочить несколько позиций, например, после второй перейти на четвёртую или пятую;

–  может возвратиться на более низкую позицию либо временно (на 1-2 события и затем возвратиться на тот же уровень), либо насовсем, и продолжать развитие повторно с этой позиции.

Зная позиции и их последовательность, мы имеем воз- можность целенаправленно создавать определённые условия для выхода студентов в зону их ближайшего развития.

 

2. Время, необходимое для освоения каждой позиции также различно для разных студентов.

 

3. У студента, участвующего в работе нескольких клубов, проявленная позиция в разных клубах может быть различной.

 

4. При участии студента в деятельности разных клубов преодолевается его индифферентное отношение к культуре, разнообразятся формы досуга, реже случаются поступки асоциальной направленности, студент начинает ориентироваться в большом городе, видя в нем разнообразные возможности самообразования и приобщения к источникам культуры. Таким образом, у студентов принципиально изменяются представления о качестве и формах проведения свободного времени.

 

5. Деятельность разных клубов, кроме предоставления студенту возможности ментального, эмоционального и социального развития, расширения кругозора, позволяет воспитывать у студента разные качества.

 

Так, Театральный клуб развивает зрительскую компетентность, пробуждает интерес к театру как особому виду искусства, к новому, к другим людям, к миру и приобщает к диалогичной форме взаимодействия. Театр изначально подразумевает встречу с видением мира другим человеком (драматургом, режиссёром). Анализируя взаимоотношения персонажей, студенты учатся понимать другого, вставать на его позицию.

 

Участие в многодневных экскурсиях в клубе «Путешественник» активно развивает инициативу, ответственность, организаторские способности, учит общению с новыми людьми: должностными лицами, попутчиками, соседями – русскоязычными и жителями других стран. У студентов фор- мируются ориентация в пространстве, функционирование в различных социальных ролях, что требует умений, связанных с покупкой билетов, выбором маршрута путешествия, организации группы, общения в группе, развивается умение реалистично мыслить, формируются важные навыки самоорганизации, в том числе – умение распоряжаться собственным бюджетом.

 

Музыкально-литературная гостиная учит студентов то- лерантности. Они начинают понимать, что в музыке и художественной литературе существуют разные стили и направления, и учатся не отвергать непривычное им. Гостиная строится как событие: встреча гостей-зрителей и артистов, которые приходят в образовательный центр, в котором учатся ребята. Близкое живое общение с музыкантами пробуждает любопытство, помогает сосредоточить внимание на произведениях, которые раньше были недоступны для прослушивания или не привлекали внимания.

 

При подготовке к концертам Музыкально-литературной гостиной у студентов формируются умения организовывать встречу гостей, вести беседу, общаться с незнакомыми людьми после концерта. Студенты учатся быть внимательными к людям и заботиться о других, получают навыки ведения хозяйства и приёма гостей, учатся благодарить артистов. У них появляется возможность близкого знакомства с успешными людьми, в том числе их сверстниками. Они осознают, что люди могут жить разными интересами.

 

6. Если новички-студенты сначала настороженно относятся к времяпровождению, предлагаемому в клубах, то потом, с каждым новым опытом, их потребность в таком досуге растёт. Даже закончив обучение в «Большой Перемене», многие продолжают с удовольствием участвовать в деятельности ее клубов.

 

Итак, мы выделили условия, которые позволяют в клубах «Большой Перемены» успешно решать задачи социально-культурной реабилитации воспитанников и выпускников детских домов. В клубах создаются специальные условия для качественного преобразования степени включенности каждого студента в происходящие события: от пассивного наблюдения – до организатора события. Таким образом, создаются условия для динамики развития их самостоятельности.

 

Литература:

1. Зверева Е.А. Методика проведения интервью в Театральном клубе «Большой Перемены»// Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования. Сб.конф. – М., 2013. 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика