Новости
-
Вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
-
Вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
-
Вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
Дневник приемной мамы (победы большого дела)
В.Г.Дербышева, приемная мама
Мысль стать приемной мамой посетила меня двенадцать лет назад.
Я тогда не знала, с чего надо начинать, не знала, с чем могу столкнуться, какие документы надо собирать, как.
Много вопросов рождалось в моей голове:
- Примет ли идею взять ребенка, а не родить, моя семья?
- Смогу ли я построить отношения с совершенно незнакомым мне ребенком?
- Обладаю ли я теми качествами характера, которые давали бы мне право взять ребенка и чему-то научить?
- Достойна ли я решать определенные вопросы судьбы неизвестного мне ребенка?
- А как отнесутся к моим планам биологические родители ребенка ?
Вопросов было так много, что я не знала, с кем можно поговорить.
Ведь есть еще общественное мнение, которое гласит:
- Что незамужним женщинам не дают детей.
- Что у таких детей всегда срабатывает генетика (асоциальное поведение).
- Что они все равно будут ждать свою биологическую мать, какой бы она ни была.
И чем больше я думала об этом, тем неуютнее мне становилось, меня стали особо задевать фильмы, которые затрагивали вопросы детей-сирот, как будто я по-новому стала раскрывать для себя эту тему.
Но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. И кто задает вопрос, всегда найдет ответ.
В один прекрасный день, я познакомилась с удивительной женщиной – первой приемной мамой Казани. Это была Степанова Татьяна Ивановна, которая не побоялась взять 2 подростков -13 и 15 лет парней из приюта с девиантным поведением. Поговорив с ней, я ответила себе на несколько своих внутренних вопросов (куда надо обратиться, чтобы сделать такой непростой шаг, который определит дальнейший путь моей жизни).
Она очень мягко, с особой мудростью и уверенностью рассказала мне, что детей нужно брать только от избытка любви, а не от одиночества. Я очень долго еще сомневалась, делать ли мне этот шаг.
Приняв решение, я пошла волонтером в приют (сейчас этот приют уже расформировали), хоть и с большим сомнением. Я осознанно пошла туда – чтобы понять, не сиюминутные ли у меня эмоции помочь детям-сиротам. Походив 2 года с друзьями в приют, я поняла, что все серьезно. Сначала это выглядело как подарки на Рождество, на дни рождения детей, потом мы стали покупать вещи по размерам детей, приглашать аниматоров…
И тогда в приюте я стала понимать, что праздники - это конечно хорошо, а настоящая, не по воскресеньям семья, лучше. Это самое главное, когда у ребенка семья: мама, которая, с утра приготовив завтрак, проводит в садик или школу, встретит вечером, поговорит по душам, как самый близкий друг, как самый дорогой человек…
Я стала все больше и больше понимать, что это не сиюминутные эмоции незамужней женщины.
Приняв решение, я пошла в отдел опеки по месту жительства, где мне объяснили, как можно взять ребенка. Так рухнул миф о том, что детей дают только в полные семьи.
И действительно, очень часто оказывается, что одна мама может дать ребенку больше, чем в некоторых полных семьях.
Мне дали список документов, которые необходимо собрать, я прошла медицинский осмотр, заполнила анкету, собрала все необходимые документы. Пошла в Центр усыновления, опеки и попечительства (таковы были условия), где мне стали объяснять, какие формы замещающих семей бывают (опека, усыновление, приемная семья), какие трудности могут возникнуть . Но после такой «школы», вопросов у меня появилось еще больше.
Вспоминаю, как Татьяна Ивановна пригласила меня на конференцию, которая проходила в Городском Центре образования взрослых, где была встреча приемных родителей г. Казани и презентация Общественной организации приемных семей г. Казани «Мы вместе!». На этой конференции я увидела, какие родители разные, непохожие друг на друга, и, в то же время , в них есть что-то общее, что-то такое, что сердце начинает по-особенному ликовать.
Благодаря гранту, меня пригласили на 2-недельную программу «Школа эффективного родителя», где была практическая психология. Занятия проходили в форме тренинга, мы обсуждали жизненные ситуации, родители говорили, с чем сталкиваются сейчас, а я говорила: «представим виртуального ребенка»…
Прошло еще какое-то время, и, наконец, в моей жизни настал тот самый долгожданный день. В конце мая 2009 г. мне позвонили и сказали, что можно встретиться с ребенком, который подходит под описание моей анкеты.
Помню, что я очень волновалась перед встречей и попросила сходить со мной Татьяну Ивановну. Хочу выразить особую благодарность директору приюта. Она сначала поговорила со мной о том, что я ожидаю от ребенка, потом пригласила к себе в кабинет девочку-подростка. Меня очень удивило, как правильно и непринужденно она задавала ей вопросы . Мне очень понравилась девочка, с которой я разговаривала. Это было как во сне, она чего-то говорила, а мое сердце колотилось и кричало: «Это она!»
Мне разрешили взять ее на выходные, чтобы определиться до конца.
После выходных я спросила у девочки, хочет ли она жить в семье.
О чудо, она согласилась ! Это произошло в последнюю неделю мая, и я сразу попала на родительское собрание (очень интересное переживание, когда попадаешь на родительское собрание под конец 5 класса).
Хочу отметить, что очень правильно брать ребенка накануне каникул. Ему легче адаптироваться к новой обстановке. В самом начале тревожило, что девочка не спит по ночам, гиперактивная, и поначалу я думала , что у меня не получится .
Стала читать снова и снова литературу и нашла, что у детей так часто бывает, потом проходит. И это оказалось правдой.
Мы пережили лето, наступила осень, и мы пошли в школу…
Начались другие проблемы: моя девочка не хотела находиться одна дома, все больше гуляла с одноклассниками, и у меня опускались руки, что я не смогу…
Но нам на помощь пришли психологи. Были отдельные занятия с детьми и родителями. Поначалу моя девочка не хотела идти к психологам (у нее был железный аргумент , что психологи задают глупые вопросы, что она не больная…) Чтобы дочка пошла на занятия, я придумала хитрый ход: «После занятий мы пойдем в кино». И это сработало: после занятий мы пошли в кино, моя девочка поняла и сама сказала, как хорошо проводить выходные дни с мамой… Это была моя маленькая победа.
За эти три года, что мы вместе, у нас было еще много хороших побед. Когда ребенок на глазах преобразуется в свободную личность, которая мечтает о своей будущей профессии, о своей будущей семье, о том, сколько бы она хотела иметь детей...
Хочу вспомнить еще один трогательный момент: как- то пришла моя Карина из школы и стала рассказывать про сочинение на тему «Кто твой герой». Многие одноклассники написали – Бетман, супергерой, а моя дочь написала, что ее герой – мама, которая не побоялась сделать такой важный и серьезный шаг в жизни.
Когда ставишь цель построить настоящие искренние отношения с ребенком, передать ему такие ценности жизни, как доброта , милосердие, честность - к этой цели приближаешься. Это видно, когда подросток начинает логически сам делать выводы и совершать милосердные поступки.
Хочу поделиться таким моментом. На 9 мая в школе попросили разнести поздравления ветеранам войны. Так как моя дочь, подражая мне, занимает активную позицию в жизни класса, она отправилась с одноклассницами по адресам, данным учителем. Дойдя до одного адреса, они столкнулись с такой ситуацией: бабушка в домофон им ответила: «Сейчас открою, мне стало плохо».
Что сделали подростки? Вызвали «Скорую», дождались ее («Скорая» приехала через 30 минут), пока ждали, напоили старушку чаем, купили и приготовили еды. Карина пришла домой и с горящими глазами рассказывала о своем приключении. Ребята продолжают сейчас навещать эту бабушку, покупая ей продукты и лекарства. Когда мы с дочерью потом сидели за ужином и разговаривая по душам, я похвалила ее: какие молодцы, в свои 14 лет совершили взрослый поступок.
На сегодняшний день моей приемной дочке 15 лет. Летом моя девочка стала менять свое поведение: она пыталась расшатать границы дозволенного и приходить с прогулки позднее 22 часов. При этом стала проверять, насколько я готова отойти от правил, которые мы с ней оговаривали не раз.
«А почему мне нельзя, как всем подросткам, возвращаться позже 22 часов?» В эти минуты моя девочка кричала и высказывала все обиды, скопившиеся в глубине души с детства, говорила, что ее родная мама не контролировала и можно было побродить… И что родную маму она любит больше , а меня ненавидит. И что ей так хочется стать взрослой и в 16 лет - мамой…
Я была в напряжении, ходила сама не своя, и был страх, что она не придет ночевать домой. А Карина потом стала вести cебя по-другому: приходила домой в 20.00, делала домашние дела с особым усердием, готовила еду. И когда мы с ней стали обсуждать ситуацию, сидя на кухне за чаем, выяснилось, что Карина очень боялась , что я ее сдам обратно в приют. Карина наконец поняла, что я не пытаюсь ей заменить маму, любовь к ее биологической маме остается с ней , а наши отношения - с нами, что так бывает в жизни не у каждого ребенка, что главное - в ее жизни есть человек, к которому она по настоящему привязана, в любой момент может придти как к близкой подруге и все рассказать, что тревожит. Это было в августе.
Как тяжело подростку, у которого была в детстве одна модель поведения, а потом другая…
В сентябре мы с Кариной стали навещать в больнице отказников, чтобы показать, кто такой волонтер, который дарит минуты радости, тепла брошенным детям.
Карина испытала шок, что от грудных детей отказываются , и что никто сразу не бежит на их плач. Моя девочка сказала, что она не хочет рожать в 16 лет , а сначала получит образование и подготовится стать хорошей мамой , что она хочет поступать в медицинский колледж. Она также возобновила занятия в цирковом кружке после годичного перерыва.
Не каждый ребенок может сказать «Как хорошо, с мамой можно обо всем поговорить, она всегда поймет и поддержит». Мне очень хочется показать на примере своей семьи, что многое в жизни ребенка зависит от окружающей среды, а не от генетики.
В больнице, куда мы ходим с Кариной, ей понравился 3-летний мальчик. Хочу рассказать про этого мальчика. При первой встречи с ним, я поймала себя на мысли, что вот, 3 года ребенку, а взгляд как у 15- летнего подростка, и контактирует он с детьми только через то, как покусать или побить, держится отдельно от коллектива детей, взгляд пронизывающий, взрослый.
Было интересно наблюдать, когда Карина при нем сказала :
- Мам, а давай его возьмем.
Он навострил уши и, как кот из мультфильма «Шрек», посмотрел в ее глаза и обнял…
В один из визитов в больницу, я была одна, Карина была на занятиях в цирковом кружке. Среди детей во время игры возникла перепалка, нашего мальчугана толкнули, и он за этот месяц первый раз заплакал и показал, что его обидели. Я позвала его, чтобы пожалеть и обнять, а он, сидя на моих коленях, плакал и всхлипывал по-детски. Есть слезы очищения…. После этого у нашего мальчугана появился детский взгляд. Он стал меньше кусаться, игры с детьми стали другого характера. Когда я стала узнавать о нем подробнее, выяснилось , что у него есть брат 9 лет. И мы с Кариной готовимся принять детей в нашу семью.
Принимая детей в приемную семью, ты раскрываешь себя с неизвестной до этого стороны: во мне проснулись таланты творить: вышивать бисером и крестиком, создавать игрушки из войлока и украшения из полимерной глины, писать сказки.
Сказка про кошку Дусю (автор Дербышева В.Г.)
В одной семье завели киску невзрачную, непородистую, так, обычную, серую. Назвали ее Дусей. Кошка росла, люди ее не обижали, кормили, но и особой любви не проявляли. Когда у нее родились котята, люди решили от нее избавиться и подкинули ее в Ветеринарную академию.
В Ветеринарной академии врачам кошку стало жалко, сделали домик из коробки: не выкидывать же кошку на улицу. Кошка стала жить с котятами в вестибюле академии. В благодарность кошка стала ловить мышей, чтобы те не заразили людей какой-нибудь болезнью; подойдет к врачам потрется об их ноги, «спасибо» по-кошачьи скажет. Врачам на душе теплее становится, радостней они дальше работают.
Котята подросли, открыли глаза, стали самостоятельно питаться . Кошка начала передавать им свой жизненный опыт (ловить мышей, людям радость и тепло дарить). Уча своих деток, она их облизывала и приговаривала:
- Все кошки рождены для того, чтобы людей оберегать от болезней (ловя мышей), дарить любовь, тепло и мурлыкать, когда им особенно тяжело и трудно. Времена сейчас очень суетные, напряженные…
Котята подросли. От большой любви матери становились очень красивые, и их стали быстро разбирать люди. Прошло несколько дней, и кошка осталась одна. Она погрустила и продолжала выполнять свое предназначение в жизни. Тут подкинули «добрые люди» 5 слепых котят, трех дней от роду. Кошка подошла, понюхала котят, решила, не умирать же, мол, этим детям и стала дарить им материнскую любовь. Она их облизывала, кормила своим молоком и приговаривала:
- Сердце людей лукавое… А все кошки рождены для того, чтобы, несмотря на людское предательство, оберегать их от болезней, давать любовь, тепло и мурлыкать, когда им особенно тяжело и трудно.
Кошка стала приемной мамой для котят. Она каждый день с любовью и нежностью их обучала тому, что умела. Она показывала им, как ловко можно ловить мышей, как можно всегда оставаться ласковой и любить людей. Котята подрастали и дарили ей взаимную любовь.
Котята от любви стали очень красивые, их быстро разобрали добрые и хорошие люди в свои дома.
Кошке было грустно расставаться с приемными котятами, но она понимала, для чего была рождена и стала дальше служить людям (оберегать и дарить любовь).
Прошло еще немного времени и в академию подкинули еще слепых котят, которые только два дня тому назад появились на свет. Они громко кричали и все звали свою маму. Наша киска услышала писк котят и не смогла пройти мимо. Она подошла к котятам, ласково их облизала и стала кормить своим молоком. Котята успокоились и стали мурлыкать в унисон со своей новой мамой. Они ели и думали: а что, мир не так опасен, как нам кажется, есть мама, которая нас защитит и обогреет. Кошка их умывала и на ухо приговаривала:
- Все кошки рождены для того, чтобы людей оберегать от болезней (ловя мышей), дарить любовь и тепло.
Она с большой материнской любовью передавала свой жизненный опыт и принимала их как родных, не думая о том, что не она их родила, что они не такого окраса, как она…
От такой бескорыстной любви котята с каждым днем становились более послушными и красивыми. Они как бы излучали ласку изнутри, их стали замечать люди и забирать домой.
Продолжение дневников В.Дербышевой читайте здесь.