Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Дневник приемной мамы (победы большого дела)

В.Г.Дербышева, приемная мама

 

Мысль стать приемной мамой посетила меня двенадцать  лет назад.

Я тогда не знала, с чего надо начинать, не знала, с чем могу столкнуться, какие документы надо собирать, как.

Много вопросов рождалось в моей голове:

- Примет ли  идею взять ребенка, а не родить, моя семья?

- Смогу ли я построить отношения с совершенно незнакомым мне ребенком?

- Обладаю ли я теми качествами характера, которые давали бы мне право взять ребенка и чему-то научить?

- Достойна ли я решать определенные вопросы судьбы неизвестного мне ребенка?

- А как отнесутся к моим планам биологические родители ребенка ?

 

Вопросов было так много, что я не знала, с кем можно поговорить.

Ведь есть  еще общественное мнение, которое гласит:

- Что незамужним  женщинам  не дают детей.

- Что у таких детей всегда срабатывает генетика (асоциальное поведение).

- Что  они все равно будут ждать свою биологическую мать, какой бы она ни была.

 И чем больше я думала об этом, тем неуютнее мне становилось, меня стали  особо  задевать  фильмы, которые затрагивали  вопросы детей-сирот, как будто я по-новому  стала раскрывать для себя  эту тему.

 

Но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. И кто задает вопрос, всегда найдет ответ.

В один прекрасный день, я познакомилась  с удивительной женщиной – первой приемной мамой Казани. Это была Степанова Татьяна Ивановна, которая не побоялась взять 2 подростков -13 и 15 лет парней из приюта с девиантным поведением.  Поговорив с ней, я  ответила себе на несколько своих внутренних вопросов  (куда надо обратиться, чтобы сделать такой непростой шаг, который определит дальнейший путь моей жизни).

 

Она очень мягко,  с особой мудростью и уверенностью рассказала мне, что детей нужно брать только от  избытка любви, а не от одиночества. Я очень долго еще сомневалась,  делать ли мне этот шаг.

 

Приняв  решение, я пошла волонтером в приют (сейчас этот приют уже расформировали), хоть и  с большим сомнением.  Я осознанно пошла туда – чтобы понять, не сиюминутные ли  у меня эмоции помочь детям-сиротам. Походив 2 года с друзьями в приют, я поняла, что все серьезно.  Сначала  это выглядело  как подарки на Рождество, на дни рождения детей, потом мы стали покупать вещи по размерам детей, приглашать аниматоров…

 

И тогда в приюте я стала понимать, что праздники - это конечно хорошо, а настоящая, не по воскресеньям   семья, лучше. Это самое главное, когда у ребенка семья: мама, которая, с утра приготовив завтрак,  проводит в садик или школу, встретит вечером, поговорит по душам, как самый близкий друг, как самый дорогой человек…

 

Я стала все больше и больше понимать, что это не сиюминутные эмоции  незамужней женщины.

 

Приняв решение,  я  пошла  в  отдел опеки по месту жительства, где мне объяснили, как  можно взять ребенка. Так рухнул миф о том, что детей дают только в полные семьи.

 

И действительно, очень часто оказывается, что одна мама может дать ребенку больше, чем в некоторых  полных семьях.

 

Мне дали список документов, которые необходимо собрать, я  прошла медицинский осмотр, заполнила анкету, собрала все необходимые документы. Пошла в Центр  усыновления, опеки и попечительства (таковы были условия), где мне стали объяснять,  какие формы замещающих семей  бывают (опека, усыновление, приемная семья), какие трудности могут возникнуть . Но после такой «школы», вопросов у меня появилось  еще больше.

 

Вспоминаю, как Татьяна Ивановна пригласила меня  на конференцию, которая проходила  в Городском Центре образования взрослых, где  была встреча приемных родителей  г. Казани и презентация Общественной организации приемных семей г. Казани «Мы вместе!». На этой конференции я увидела,  какие родители разные,  непохожие друг на друга, и, в то же время , в них есть что-то общее, что-то такое, что сердце начинает  по-особенному ликовать.

 

Благодаря гранту, меня пригласили на 2-недельную программу  «Школа эффективного родителя», где была практическая психология. Занятия проходили в форме тренинга, мы обсуждали жизненные ситуации,  родители  говорили, с чем сталкиваются  сейчас, а я говорила: «представим виртуального ребенка»…

 

Прошло еще какое-то время, и, наконец,  в моей жизни настал тот самый долгожданный день. В  конце мая 2009 г. мне позвонили и сказали, что можно  встретиться с ребенком,  который подходит под описание моей анкеты.

 

Помню, что я очень волновалась  перед встречей  и попросила сходить со мной Татьяну Ивановну.  Хочу выразить особую благодарность  директору приюта. Она  сначала поговорила со мной о том, что я ожидаю от ребенка, потом пригласила к себе в кабинет девочку-подростка. Меня очень удивило, как правильно и непринужденно она задавала ей  вопросы . Мне очень понравилась девочка, с которой  я разговаривала. Это было как во сне, она чего-то говорила, а мое сердце колотилось  и кричало: «Это она!»

 

Мне разрешили взять ее на выходные, чтобы определиться до конца.

 

После выходных  я спросила у девочки, хочет ли она жить в семье.

О чудо, она согласилась ! Это произошло в последнюю неделю мая,  и я сразу попала на родительское собрание (очень интересное переживание, когда попадаешь на родительское собрание под конец 5 класса).

 

Хочу отметить, что очень правильно брать  ребенка накануне каникул. Ему легче адаптироваться  к новой обстановке. В самом начале  тревожило, что девочка не спит по ночам,  гиперактивная, и поначалу я  думала , что у меня не получится .

Стала читать снова и снова литературу и нашла, что у детей так часто бывает, потом проходит. И это оказалось правдой.

 

Мы пережили лето, наступила осень, и мы пошли в школу…

Начались другие проблемы: моя девочка не хотела находиться одна дома, все больше гуляла с одноклассниками, и у меня опускались руки, что я не смогу…

 

Но нам на помощь пришли психологи. Были отдельные занятия с детьми  и родителями. Поначалу моя девочка не хотела идти к психологам (у нее был железный аргумент , что психологи задают глупые  вопросы, что она не больная…) Чтобы дочка пошла на занятия,  я придумала хитрый ход: «После занятий мы пойдем в кино». И это сработало: после занятий мы пошли в  кино, моя девочка поняла и сама сказала, как хорошо проводить выходные дни с мамой… Это была моя маленькая победа.

 

За эти три  года, что мы вместе,  у нас было еще много  хороших побед. Когда ребенок на глазах преобразуется в свободную личность, которая мечтает о своей будущей профессии, о своей будущей семье, о том, сколько бы она хотела иметь детей...

 

Хочу вспомнить еще один трогательный момент:  как- то пришла моя Карина  из школы и стала рассказывать про сочинение  на тему «Кто твой герой». Многие одноклассники написали  –  Бетман, супергерой, а моя дочь написала, что ее герой – мама,  которая не побоялась сделать такой важный и серьезный шаг в жизни.

 

Когда ставишь цель построить настоящие  искренние отношения с ребенком,  передать ему  такие ценности жизни, как доброта , милосердие, честность -  к этой цели приближаешься. Это видно, когда  подросток начинает логически сам делать выводы  и совершать милосердные поступки.

 

Хочу поделиться таким моментом. На 9 мая в школе попросили разнести поздравления ветеранам войны. Так как моя дочь, подражая мне, занимает активную позицию в жизни класса, она отправилась  с одноклассницами по адресам, данным учителем. Дойдя до одного адреса, они столкнулись  с такой ситуацией:  бабушка в домофон  им ответила: «Сейчас открою, мне стало плохо».

 

Что сделали подростки?  Вызвали «Скорую», дождались ее («Скорая» приехала через 30 минут), пока ждали, напоили старушку  чаем, купили и приготовили еды. Карина пришла домой и с горящими глазами  рассказывала о своем приключении. Ребята продолжают  сейчас навещать эту бабушку, покупая ей продукты и лекарства. Когда мы с дочерью потом сидели за ужином  и разговаривая по душам, я похвалила ее: какие молодцы, в  свои 14 лет совершили  взрослый поступок. 

 

На сегодняшний день моей приемной дочке 15 лет. Летом моя девочка стала менять свое поведение: она пыталась расшатать границы дозволенного и приходить с прогулки  позднее 22 часов. При этом  стала проверять, насколько я готова отойти  от правил,   которые мы с ней оговаривали не раз.

 

«А почему мне нельзя, как всем подросткам, возвращаться  позже 22 часов?»  В эти минуты моя девочка  кричала и высказывала все обиды, скопившиеся в глубине души  с  детства, говорила, что ее  родная мама не контролировала и можно было побродить… И что родную маму она любит больше , а меня ненавидит. И что ей так хочется стать взрослой и  в 16 лет - мамой…

 

Я была в напряжении,  ходила сама  не своя, и был страх,  что она не придет ночевать домой. А Карина потом стала вести cебя по-другому: приходила домой в 20.00,  делала домашние дела с особым усердием, готовила еду. И когда мы с ней стали обсуждать ситуацию, сидя на кухне  за  чаем, выяснилось, что Карина очень боялась ,  что я ее сдам обратно в приют. Карина наконец поняла, что я не пытаюсь ей заменить  маму, любовь  к ее биологической маме остается  с ней , а наши отношения - с нами, что так бывает в жизни не у каждого  ребенка, что главное - в ее  жизни есть человек, к которому она  по настоящему привязана, в любой момент может  придти как к  близкой подруге и все  рассказать, что тревожит. Это было в августе.

 

Как тяжело подростку,   у которого была в детстве одна модель поведения, а потом другая…

 

В сентябре мы с Кариной стали навещать в больнице отказников, чтобы показать, кто такой волонтер, который дарит минуты радости, тепла брошенным детям.

Карина испытала шок, что от грудных детей отказываются , и что никто сразу  не бежит на их плач. Моя девочка  сказала, что она не хочет рожать в 16 лет , а сначала  получит образование и подготовится стать хорошей мамой , что она хочет поступать в медицинский колледж. Она  также возобновила занятия в цирковом кружке после годичного перерыва.

 

Не каждый ребенок может сказать «Как хорошо, с мамой можно обо всем поговорить, она всегда поймет и поддержит». Мне очень хочется показать на примере своей семьи,  что многое в жизни ребенка зависит от окружающей среды, а не от генетики.

 

В  больнице, куда мы ходим с Кариной, ей понравился 3-летний мальчик. Хочу рассказать про этого мальчика.  При первой встречи с ним, я поймала себя на мысли, что вот, 3 года ребенку, а взгляд как у 15- летнего подростка, и контактирует  он с детьми только через то, как покусать или побить,  держится отдельно от коллектива детей, взгляд пронизывающий, взрослый.

Было интересно наблюдать, когда Карина при нем  сказала :

- Мам, а давай его возьмем.

 

Он  навострил уши и, как кот из мультфильма «Шрек», посмотрел в ее глаза и обнял…

 

В один из визитов в больницу, я была одна, Карина была на занятиях  в  цирковом  кружке.  Среди детей  во время игры  возникла перепалка, нашего мальчугана толкнули, и он за этот месяц первый раз заплакал и показал, что его обидели. Я позвала его, чтобы пожалеть и обнять, а он, сидя на моих коленях, плакал и всхлипывал по-детски. Есть слезы очищения…. После этого у нашего мальчугана появился детский взгляд. Он стал  меньше  кусаться, игры с детьми стали другого характера. Когда я стала узнавать о нем подробнее, выяснилось , что у него есть брат 9 лет. И мы с Кариной готовимся принять детей в нашу семью.

 

Принимая детей в приемную семью, ты раскрываешь себя с неизвестной до этого  стороны: во мне проснулись таланты творить: вышивать бисером и крестиком,  создавать  игрушки из войлока и  украшения из полимерной глины, писать сказки.  

 

Сказка  про кошку  Дусю (автор Дербышева В.Г.)

 

В одной семье завели киску невзрачную, непородистую, так, обычную, серую. Назвали ее Дусей. Кошка росла, люди ее не обижали, кормили, но и особой любви не проявляли. Когда у нее родились котята, люди решили  от нее избавиться и подкинули ее в Ветеринарную академию.

В Ветеринарной академии врачам кошку стало жалко, сделали домик из коробки: не выкидывать же кошку на улицу. Кошка стала жить с котятами в вестибюле академии. В благодарность кошка стала ловить мышей, чтобы те не заразили людей какой-нибудь болезнью; подойдет к врачам потрется об их  ноги, «спасибо» по-кошачьи скажет. Врачам  на душе  теплее становится, радостней  они дальше работают. 

Котята подросли, открыли глаза, стали самостоятельно питаться . Кошка начала передавать им свой жизненный опыт (ловить мышей, людям радость и тепло дарить). Уча своих деток, она их облизывала  и приговаривала:

- Все кошки рождены для того, чтобы людей оберегать от болезней (ловя мышей), дарить любовь, тепло и мурлыкать, когда им особенно тяжело и трудно. Времена сейчас очень суетные, напряженные…

Котята подросли. От большой любви матери становились очень красивые, и их стали быстро разбирать люди. Прошло несколько дней, и кошка осталась одна. Она погрустила  и продолжала выполнять свое предназначение в жизни. Тут подкинули «добрые люди» 5 слепых котят,  трех дней от роду. Кошка подошла, понюхала котят,  решила, не умирать же, мол, этим детям и стала дарить им материнскую любовь. Она их облизывала, кормила своим молоком и приговаривала:

- Сердце людей лукавое… А все кошки рождены для того, чтобы, несмотря на  людское предательство, оберегать их  от болезней,  давать  любовь, тепло и мурлыкать, когда им особенно тяжело и трудно.  

Кошка стала приемной мамой для котят. Она каждый день с любовью и нежностью их обучала тому, что умела. Она показывала им, как ловко можно ловить мышей, как можно всегда оставаться ласковой и любить людей. Котята подрастали  и дарили ей взаимную любовь.

Котята от  любви стали очень красивые,  их быстро разобрали добрые и хорошие  люди в свои дома.

Кошке было грустно расставаться  с приемными котятами, но  она  понимала, для чего  была рождена и стала дальше служить людям (оберегать и дарить любовь).

Прошло еще немного времени и в академию подкинули еще слепых котят, которые только два дня тому назад появились на свет. Они громко кричали и все звали свою маму. Наша киска услышала писк  котят и не смогла пройти мимо. Она подошла к котятам,  ласково их  облизала и стала кормить своим молоком. Котята успокоились и стали мурлыкать в унисон со  своей новой мамой.  Они ели и думали: а что, мир не так опасен, как нам  кажется, есть  мама, которая нас защитит и обогреет. Кошка их умывала и на ухо приговаривала:

- Все кошки рождены для того, чтобы людей оберегать от болезней (ловя мышей), дарить любовь и тепло.

Она с большой  материнской любовью  передавала  свой жизненный  опыт  и принимала  их как родных, не думая о том, что не она их родила, что они не такого окраса, как она…

От такой бескорыстной любви котята с каждым днем становились  более послушными и  красивыми. Они как бы  излучали ласку изнутри, их стали замечать люди и забирать домой.

 

Продолжение дневников В.Дербышевой читайте здесь.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика