Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Что такое сенсорная интеграция и зачем о ней знать?

Автор: Алла Курова, педагог-психолог, Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми.

 

Все мы знаем о том, какую роль в нашей жизни играют зрение, обоняние, слух, осязание и вкус. Но едва ли многим известно, что, помимо этих пяти органов чувств, существенную роль в развитии человека играют также проприоцептивные ощущения (ощущения от мышц, позы и положения нашего тела в пространстве), вестибулярный аппарат (сила гравитации, устойчивое положение головы), висцеральные ощущения (ощущения от внутренних органов). И самое главное, что все перечисленные выше ощущения очень тесно взаимосвязаны.

 

Так вот, сенсорная интеграция – процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через эти сенсорные системы. И от слаженности их работы зависит качество жизни человека.

 

Когда все системы "настроены", ребенок меньше сталкивается с трудностями в школе, в освоении новых умений, в выстраивании отношений между людьми. А если и сталкивается - владение своим телом и эмоциями позволяет находить способы разрешения сложных ситуаций.

 

Например, с насыщенностью тактильной сферы тесно связано умение ощущать и выстраивать личные границы. Дети с высокой тактильной чувствительностью не подпускают к себе на близкое расстояние, всегда держат дистанцию, им трудно выстраивать дружеские отношения со сверстниками, вступать в игру. А дети с потребностью насыщения тактильной сферы, напротив, нарушают границы других людей: обнимаются со всеми, "липнут", свои эмоции часто выражают с помощью тела и прикосновения: кусаются, шипят и т.д.

 

Вот еще примеры сенсорных «неполадок» у ребенка:

- завязывание шнурков дается с большим трудом;

- часто задевает и роняет предметы вокруг себя;

- ловит мяч только с пятой попытки;

- спотыкается на ровном месте;

- путает право и лево, верх и низ;

- не находит применения новым игрушкам, не может сам себя занять;

- не скажет, если не спросить, холодно ему или тепло, голоден он или нет;

- буквы и цифры «пляшут» на строчках;

- во время выполнения домашнего задания не может сидеть прямо, старается голову поддерживать рукой или плавно скатывается под стол;

- когда что-то не получается, сильно напрягает все тело.        

 

Как вы можете помочь сенсорному развитию ребенка дома?

 

Насыпьте в тазы или другие емкости разные крупы и сыпучие продукты: фасоль, горох, гречку, манку. В крупы можно спрятать «сокровища» (пуговицы, стекляшки, интересные предметы), и тогда у ребенка будет прекрасный повод повозиться в них руками. Для манки можно приобрести воронки. Процесс пересыпания крупы из воронки в воронку завораживает детей.

 

Можно засыпать крупу в одетую на ребенка и подвязанную поясом футболку и дать ему почувствовать не только соприкосновение материала с телом, но и вес «наполнителя». Руки и ноги для более ощутимого эффекта можно засовывать в резиновые или обычные большие перчатки, наполненные той же самой крупой.

 

Очень полезно ходить босиком по разным фактурным поверхностям. Для этой цели подойдут массажные коврики, которые вы можете сделать и сами. Для развития тактильных ощущений отлично подходят «ладошки» разной фактуры.

 

Для тренировки вестибулярного аппарата покачайте ребенка в пледе, взявшись за его углы. Кстати, дети обожают такие домашние “качели”.

 

Вы можете узнать больше про сенсорную интеграцию из специальной литературы.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика