Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

«Уютный и красивый дом мне сказкой кажется и сном»

Автор - Львова-Белова М.А., президент общественной организации «Благовест», руководитель коммуны равных «Квартал Луи», г.Пенза. Источник - Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015 г. 

 

Несколько лет назад один из дарителей «Благовеста» попросил отвезти его в такое учреждение, где все жизненные тягости показались бы мелочью. Так четыре года назад моя организация первый раз попала в Нижнеломовский дом-интернат для детей с физическими недостатками. Подобных учреждений по России всего несколько. Это социальное учреждение, где воспитываются дети в возрасте от 4 до 18 лет, с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата, в основном все в инвалидных креслах. Они ограничены физически, но умственно сохранны.

page327image9040

После этой первой поездки мы стали активно сотрудничать с этим учреждением. Нужно отметить, что ребята там просто потрясающие. С такой душевной теплотой они нас каждый раз встречали, так вдохновляли своим желанием жить. Нами были разработаны ряд проектов, направленных на их социальную адаптацию: организовывались лагеря, проводились тренинги – мы старались максимально включать их в жизнь общества и осваивать те сферы, которые, с первого взгляда, для них были недоступны. Старались подбирать и готовить для детей-инвалидов приемные семьи, но, к сожалению, этих ребят отказывались брать, потому что неразвитая городская инфраструктура запирала семью в четырех домашних стенах, но, что самое главное, – после 18 лет практически никаких перспектив. Мы стали понимать, что большинство усилий по подготовке к жизни в открытом социуме практически бессмысленны.

 

Жизненные сценарии выпускников Нижнеломовского дома-интерната Пензенской области для детей-инвалидов, не имеющих родителей, весьма ограничены. Только в редких случаях воспитанникам удаётся продолжить свой жизненный путь в виде самостоятельного и независимого проживания (хотя в последнее время, надо отметить, все чаще этой категории выпускников дают квартиры – но это само по себе еще не есть решение, как мы с вами понимаем). Чаще же – жизненная дорога ведет их в Сердобск, в дом для престарелых. Одно из немногих учреждений, которые могут закончить выпускники, – это Михайловский колледж в Рязанской области по специальности бухгалтер, но по этой специальности, как правило, выпускники не работают. Условия для трудоустройства инвалидов в регионе минимальны, доступная среда практически не развита. Уровень социальной компетентности выпускников не достаточен для самостоятельного управления своими жизненными перспективами. Отсутствие родителей является дополнительным негативным фактором в вопросе успешной интеграции.

 

Путь от зарождения идеи до создания «Квартала Луи» был довольно долгим. Как-то раз, возвращаясь из очередной поездки в Нижнеломовский дом-интернат со своим коллегой социальным педагогом Алексеем Газаряном, мы стали думать, как можно создать пространство, в котором выпускники могли бы жить и готовиться к самостоятельной жизни после выпуска из интерната. Как создать такую «буферную среду», которая позволила бы постепенно «перевести» ребят из закрытого мира интерната в открытое пространство за его стенами. Начали изучать отечественную практику. К сожалению, пока в России подобного опыта очень немного. Есть проекты сопровождаемого проживания для молодых людей с инвалидностью, есть проекты адаптационных центров для детей-сирот, но чтобы это сочеталось в единой модели – таких «готовых» решений мы не нашли. Что же на Западе? За рубежом реализуются различные модели поддержки инвалидов. Это и центры сопровождаемого проживания, и тренировочные квартиры, и специальные поселения, и творческие мастерские, и обра- зовательные проекты, которые учат людей с инвалидностью отстаивать свои права и самостоятельно организовывать свою жизнь. В рамках подготовительного этапа мы с коллегами, присоединившимися к проекту, посетили аналогичные центры в Австрии, в Германии, в Финляндии, в Дании и в России, чей опыт скрупулезно обобщили. Я лично посетила 3 австрийских центра, и многое из того, что мы там увидели, реализовали уже после у себя в Квартале. Это и организация пространства и мебели, и направления для профессиональной занятости. Налаженные контакты с заграничными партнерами обязательно в будущем будем использовать для обмена опытом и, надеемся, гостевых поездок.

 

Изначальная идея была более «масштабной». Думали строить большой центр на 1800 кв. м, где смогли бы жить 16 инвалидов-колясочников. Также он должен был включать мини-типографию, арт-пространство, кафе. Но общий бюджет проекта в 30 млн. рублей для нашей организации на том этапе показался неподъемным. К тому же мы познакомились с опытом Швейцарии, который говорил о том, что наиболее оптимальное число для совместного проживания инвалидов-колясочников в одном пространстве – это четыре-шесть. Это оптимальное количество для успешной интеграции и социализации. Тем более, при таком размере вряд ли уже удастся создать условия домашние по атмосфере, это уже был бы скорее «центр». К тому же такой крупный объект возможно было построить только за пределами города, что разнилось с главной идеей, чтобы ребята стали активными участниками социальной жизни, да и многие эксперты, за что им отдельное спасибо, критически указывали нам на факт удаленности. Хотя этот замысел еще может быть реализован, как одна из частей общей модели, но как возможное будущее. Так и появился проект «Квартал Луи» в своем сегодняшнем виде. Подробнее о нем далее.

 

«Квартал Луи» – коммуна равных, объединяющая людей с инвалидностью, добровольцев, специалистов помогающих профессий и просто неравнодушных граждан с целью создания среды, которая позволяет строить жизнь как импровизацию. Имя наше сообщество выбрало в память о великом и непревзойденном музыканте Луи Армстронге, чье творчество и судьба – воодушевляющие примеры преодоления и свободного самоопределения. Вдохновляясь музыкой, мы понимаем ограничения, которыми обладает каждый из нас, не как непреодолимую неизбежность, а как один из ресурсов жизнетворчества, как ноты, из которых можно создавать бесконечное множество композиций. 

 

«Квартал Луи» призван реализовать следующие цели:


– создать пространство для обучающего проживания выпускников интерната, позволяющее значительно повышать уровень их социальных и профессиональ
ных умений;

–  позволить выпускникам получить опыт взрослого, постинтернатного, самостоятельного проживания в адаптированном пространстве, приближенном к независимому;

–  обеспечить качественную профориентацию, дополнительную профессиональную подготовку и сопровождаемый старт профессиональной деятельности в реальных условиях рынка;

–  разработать и внедрить инструменты создания индивидуальных сценариев социальной интеграции для участников проекта;

– стать интеллектуально-экспериментальной площадкой и эпицентром вдохновения для жителей города, представителей государственных, бизнес- и общественных организаций к разработке и внедрению решений в области создания доступной среды, независимого проживания инвалидов, развитию идей интегративного и инклюзивного образования.

  

«Квартал Луи» – место временного, «тренировочного» проживания молодых инвалидов. Ориентировочное время проживания для каждого из участников – 3-5 лет. Мы рассчитываем, что каждому студенту этого времени будет достаточно для того, чтобы построить траекторию своего дальнейшего становления в более самостоятельном русле, и все нацелены на данные сроки. Перспективы могут быть разные. Наиболее успешным стоит считать получение собственного жилья и переезд в него. Возможен вариант с поиском приемной семьи. Большой радостью будет обретение супруга и создание своей новой семьи. Каждый раз – это очень индивидуальная исто- рия. Но каждый из студентов точно обретет бесценный опыт, много новых друзей, знаний и полезных умений.

  

Образовательная программа строится по простой формуле «Обучение + Проживание + Труд». 

 

Обучение: каждый из участников обязательно продолжает свое обучение, постепенно продвигаясь вперед по своей индивидуальной образовательной траектории. Для кого-то это вечерняя школа со сдачей ЕГЭ, а далее институт или колледж, для другого – специализированные курсы, для всех – комплекс адаптационных тренингов. Главный принцип – непрерывность обучения и интегрированность с жизнью.

 

Проживание: студенты учатся организовывать личное жизненное пространство. Не секрет, что в интернатных и казенных учреждениях ситуация не содействует развитию таких способностей. Здесь же у каждого есть возможность научиться проектировать свой быт и микромир самостоятельно, а также с помощью друг друга. Также под проживанием мы понимаем полную, насыщенную жизнь, в которой каждый день проживается как уникальный.

 

Труд – члены коммуны труд считают неотделимой частью жизни. Для людей с инвалидностью сегодня мы предлагаем занятость в собственной типографии, в работе креативной мастерской и благотворительных проектах. Со временем мы планируем значительно расширить возможности трудоустройства.

  

Одно из наших правил – «Живем, тренируясь». Все время пребывания в центре – большой тренинг. Ошибки, трудности, проблемы становятся предметом индивидуальной и групповой рефлексии, оценки, коррекции в сотрудничестве с профессиональными психологами и тьюторами. В пространстве и программе центра запрограммирована лишь часть реальности, остальная часть жизни строится произвольно. Квартал не может и не должен стать социальной резервацией, гетто, социальной изоляцией. Он призван стать пространством культуры, пространством преображения отношения общества к проблемам инвалидов. Мы верим, что через творчество, через приобщение к культуре возможна интеграция, стирание границ между «разными». Квартал призван выполнить важнейшую коммуникационную функцию между обществом «здоровых» и «инвалидов», и прежде всего с помощью культуры.

 

К сожалению, в силу множества причин перевести сразу наших студентов на самостоятельное проживание редко возможно. Наши студенты – выпускники интерната. А значит, научились жить в ситуации «всего готового», при которой умения и навыки самостоятельности развиваются крайне медленно и их репертуар очень узок. Поэтому и требуется промежуточная, «буферная» среда между интернатным миром и миром открытым, среда, которая помогла бы им обрести необходимую готовность для самостоятельной жизни, с минимальной помощью со стороны. Для этого и создан Квартал Луи, задача которого – стать такой средой.

 

Когда основная идея была сформирована, приступили к реализации. Нашли дом в центре Пензы, провели полный ремонт. Адаптировали пространство, оно должно было вместить 6 студентов-колясочников.

 

Всё пространство центра «Квартал Луи» полностью адаптировано для людей с физическими ограничениями: для каждого предусмотрена отдельная комната, расширенные проёмы, пандус, поручни, специальная мебель и двери, бытовая техника, видео-домофон и даже система отопления выводится на пульт. Установлена пожарная сигнализация.

 

Параллельно шел ремонт в здании под типографию, где должны были работать колясочники. Это здание пожертвовала Пензенская епархия, вместе с частью типографского оборудования. Основный акцент был сделан на ту часть работ, которую смогут выполнять ребята, сидя, руками.

 

Следующим этапом был подбор студентов для жизни в Квартале. Так сложилось, что непосредственно выпускников оказалось двое, остальных четверых ребят мы взяли из дома ветеранов, где после выпуска из интерната они прожили несколько лет. С каждым был составлен приблизительный план по обучению и занятости. Скажу честно, что точного представления о том, что получится и что будет, не было. Ребята очень боялись и переживали о том, справятся ли. Все окружение отговаривало их от этого шага. 

 

1 ноября 2014 года состоялось торжественное открытие.

 

Для каждого из студентов центра «Квартал Луи» оформлена временная прописка. Оформлены льготы, субсидии. В центре работает куратор, но, в отличие от аналогов, он не находится с ребятами постоянно. В его обязанности входит на данном этапе помочь участникам проекта справится с рядом бытовых, социальных и психологических трудностей. Совместно с куратором центра «Квартал Луи» был создан график дежурств, по которому каждый из участников проекта самостоятельно помогает содержать дом в чистоте и порядке. Ребята готовят самостоятельно пищу. Еженедельно формируется список продуктов и непродовольственных товаров. Участники проекта совершают совместно с водителем необходимые покупки.

 

У каждого из участников проекта сформирован свой личный график работы, учебы, дополнительных занятий или курсов, в зависимости от их желаний и интересов (дистанционное обучение, занятия изобразительным искусством, занятия по стихосложению, курсы по макияжу и т.д.)

 

Мы вместе со студентами разрабатываем «Карту жизненной компетентности», благодаря которой студенты «Квартала Луи» могут видеть тот объем умений и навыков, которыми они уже овладели и которые им еще предстоит освоить. Это не только дает возможность увидеть свой уровень подготовки к различным житейским вызовам, но и позволяет всегда видеть собственную динамику и прогресс.

 

Отдельно хотелось бы рассказать о типографии, в которой ребята работают. Ежедневно с 9-00 до 17-00 трое студентов выполняют различные виды работ. Это не просто слова, а действительно реальная, полноценная работа. Регулярно поступают заказы из Пензенской епархии, открыли два новых направления по изготовлению сувенирной продукции и по печати фотографий. Все это доступно ребятам в качестве исполнителей и помогает поддерживать типографию на плаву. Особой прибыли пока нет, но главное, что получается платить студентам зарплату, а это самое главное.

 

Своими впечатлениями о первых шагах нашей коммуны делится куратор Квартала Луи – Лидия Ефизова:

 

До начала проекта «Квартал Луи» я никогда в жизни не сталкивалась с людьми с «безграничными» возможностями (как я теперь их называю). Когда мне поступило предложение стать куратором в «Луи», я в паническом страхе начала искать в интернете любую информацию, связанную так или иначе с жизнью инвалидов-колясочников. Я реально столкнулась с проблемой отсутствия информации на эту тему. Меня предупредили, что одну девушку нужно будет мыть и сажать на кресло. Я очень боялась, как же я справлюсь со своими обязанностями...

 

В день знакомства с ребятами, я пребывала в полной неопределённости: какие они? Что они смогут самостоятельно, а в чём мне им придётся помогать... Но с первого взгляда я поняла, что они изменят мою жизнь и представление об инвалидах в общем. Порой мне кажется, что они ценят жизнь больше других людей, и видят её в каком-то другом свете, иначе...

 

Благодаря специализированным условиям ванной комнаты, все ребята смогли мыться самостоятельно. Первая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, – это дискомфорт душевный и физический обеих сторон при попытке посадить девушку в инвалидное кресло. Ведь это очень интимно – разрешить прикоснуться к себе чужому человеку, принять от кого-то помощь, чувствуя себя не в состоянии сделать это самостоятельно. Я не знала с какой стороны подойти, а она сомневалась, смогу ли я физически справиться... В общем, первый блин вышел комом, пришлось просить мужской помощи... Заранее, забегая вперёд, успокою – теперь мы садимся отлично и аккуратно:)

  

Процесс адаптации у наших студентов проходил по-разному, но психологически было трудно и им и нам, людям, которые обеспечивали сам этот процесс. Тяжело подобрать слова, чтобы предложить помощь, не оскорбляя чувство собственного достоинства ребят. Сложно помочь девушке с инвалидностью одеться и обуться, не чувствуя при этом, больно ей или нет. Всё приходит с практикой, но, если честно, до сих пор боюсь причинить своими действиями дискомфорт и неудобство. Самим же ребятам пришлось привыкать жить вместе, в одном доме, вести совместное хозяйство, подстраиваться друг под друга, мириться с характерами, расставлять границы, считаться со вкусами и интересами соседа.

 

Ещё мы поняли, что выход в свет с нашими ребятами – это целая эпопея! Некоторые такси просто отказываются обслуживать, потому что нужно помогать складывать коляски в багажник или в салон. Во многих развлекательных комплексах, магазинах и других учреждениях нашего города нет пандусов и лифтов для наших студентов.

 

Анализируя первый квартал, который существует «Квартал Луи», можно сказать, что во многом мы действительно импровизируем. Основная проблема сегодня – это, как оказалось, транспорт: доставка ребят до места работы и учебы. Именно поэтому одна из первостепенных задач – помочь нашим студентам получить водительские права. Важно отметить, что мы также стараемся создать максимальную информационную открытость жизни Квартала. Нам важно, чтобы люди привыкали к тому, что у нас в городе есть такие ребята. Они участвуют во всех интересных мероприятиях Пензы: покупают себе одежду в торговых центрах, выезжают в развлекательные центры. О нас пишут в газетах, снимают репортажи – нужно привыкать друг к другу.

 

Сейчас все наши мысли заняты приездом нового участника проекта, состояние этого парня довольно тяжелое, и «Кварталу» потребуется техническая доработка, чтобы обеспечить комфортное пребывание нового студента. Завершить же заметку хотелось бы стихами одной из студенток «Квартала Луи» Елены Трошиной, которые она написала в день открытия:

  

На кухне Джаз, снег за окном,
Уютный и красивый дом мне сказкой кажется и сном,
Живи, импровизируй в нем, чтоб жизнь наполнилась добром!

 

Да будет так! 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика