Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Образовательный маршрут ребенка с нарушениями интеллекта, профориентация, последующее трудоустройство

Авторы: Степина Н.А., руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»); Полякова Е.М., специальный педагог (ГБОУ СКОШ № 705, дошкольное отделение, ГБОУ ДДИ № 15 (г.Москва), РОО «Милосердие»).

 

В настоящее время в России существует сеть специальных учреждений для детей разных возрастных групп, имеющих интеллектуальную недостаточность. Большая часть этих учреждений является государственными и находится в подчинении Министерства образования и Министерства здравоохранения и социального развития. Помощь лицам с нарушениями интеллекта оказывается с учётом возраста, степени снижения интеллекта, наличия сопутствующих заболеваний и нарушений развития, социальными условиями проживания ребёнка или взрослого и носит комплексный характер (т.е. оказывается целым рядом специалистов – дефектологов, специальных психологов, логопедов, врачей).  

 

Помощь детям раннего возраста (от рождения до 3 лет) оказывают специалисты лекотек и служб ранней помощи, организованных на базе коррекционных детских садов (индивидуальные и групповые занятия для детей от рождения до 8 лет, семейное консультирование), центры восстановительного лечения, центры раннего вмешательства, крупные научные центры (Институт коррекционной педагогики РАО, Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук). Существует ряд негосударственных организаций, оказывающих помощь детям раннего возраста, имеющим нарушения развития (например, Центр лечебной педагогики (Москва)).

 

Ранняя, грамотно проведенная  диагностика отклонений в развитии ребёнка крайне важна, так как именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обусловливает особую восприимчивость и чувствительность психики к внешнему воздействию. Своевременно начатое специальное обучение позволяет предупредить появление дальнейших (вторичных и третичных) отклонений в развитии, сгладить имеющиеся нарушения, а в перспективе достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Большое значение имеет медицинская диагностика (с целью выявления повреждений органов чувств, опорно-двигательного аппарата, ЦНС).

        

Следующий возрастной этап – дошкольный. В системе министерства образования педагогическая помощь дошкольникам реализуется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и учреждениях типа «школа - детский сад» следующих видов:

  - ДОУ компенсирующего вида, предназначенные для обучения детей с различными отклонениями в развитии;

  - ДОУ комбинированного вида, имеющие группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида; 

  - ДОУ общеразвивающего вида, в которых осуществляется интегрированное (совместное с нормативно развивающимися детьми) обучение детей, имеющих отклонения в развитии (при обязательной коррекционной поддержке ребёнка, имеющего особые образовательные потребности);

  - в группах кратковременного пребывания в учреждениях компенсирующего и комбинированного вида;

  - в дошкольных группах в специальных (коррекционных) школах VIII вида;

  - в лекотеках на базе ДОУ.

 

Существуют оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (комплектуются органами здравоохранения).

 

Также коррекционная поддержка дошкольников, имеющих отклонения в развитии, осуществляется в центрах диагностики и консультирования, психолого-педагогической реабилитации и коррекции (в центрах проводится комплексное врачебно-педагогическое обследование ребёнка, по результатам которого ребёнка зачисляют в группу для детей дошкольного возраста, проводится консультирование родителей), в учреждениях дополнительного образования, имеющих коррекционную направленность, в упомянутых выше научных центрах и негосударственных организациях (см.раздел «Кто поможет»).

 

Дети с легкой степенью умственной отсталости в России обучаются в коррекционных школах 8 вида по специальной программе. Задачи такой программы – дать ребенку определенный круг знаний, доступный его пониманию (знания по арифметике, письму и чтению, истории, географии, природоведению и др. примерно в объеме 5-6 классов массовой школы, в более упрощенном варианте), сформировать базовые школьные навыки – счет, письмо, умение запоминать прочитанное, отвечать на вопросы, выстраивать простые причинно-следственные связи и т.д. Из программы исключены предметы, требующие высокого уровня развития абстрактного мышления, например, алгебра. Значительная часть программы уделена формированию навыков СБО – социально-бытовой ориентировки, трудовому воспитанию. Основной акцент программы – социализация ребенка и его профессиональная подготовка (трудовая подготовка начинается в 5 классе, к концу обучения ребёнок, как правило, получает специальность, дающую возможность работать или продолжить профессиональное обучение). Обучение начинается в возрасте 8 лет (при наличии в школе подготовительного класса – в возрасте 7 лет), длится от 9 до 11 лет. По окончании коррекционной школы выдается соответствующий аттестат. Образование, полученное в школе 8 вида, не  является цензовым, т.е. не даёт выпускнику права обучения в высших учебных заведениях. Тем не менее, некоторые выпускники коррекционных школ получают в дальнейшем высшее образование. Для желающих продолжить обучение существуют вечерние школы. В Москве есть несколько некоммерческих организаций, которые помогают выпускникам коррекционных школ получить среднее образование (например, образовательный центр «Большая перемена», центр «Вверх»).

 

Для родителей, предпочитающих не специальное, а инклюзивное образование, можно сказать, что такой ребенок вполне в состоянии закончить начальные классы в массовой школе. Важно, чтобы был индивидуальный подход со стороны педагога и возможность осваивать учебный материал в своем темпе. Желателен щадящий режим, малокомплектный класс, дополнительные индивидуальные занятия. В средней и старшей школе возможно продолжение обучения с выводом на индивидуальные занятия по основным предметам. Но сдача ГИА (ЕГЭ) и получение аттестата при наличии действительного диагноза (а не социально-педагогической запущенности) все-таки маловероятны. При совместном обучении выявляются другие плюсы для ребенка – более высокий уровень навыков у ровесников позволяет задать более высокую планку и в обучении и в социализации (ребенку есть куда тянуться), что не удается в коррекционной школе в связи с примерно одинаковым уровнем развития одноклассников.

 

После окончания коррекционной школы подростки с диагнозом «легкая умственная отсталость» могут поступить учиться в начальные профессиональные училища со специальными отделениями. Как правило, по следующим специальностям: строительные (маляр-штукатур, отделочник, облицовщик и др.), швейные (швея, портной, вышивальщица), озеленитель, повар и другие. Это профессии, связанные в первую очередь с ручным трудом и не требующие высокого уровня  абстрагирования. По окончании профессиональных училищ возможно трудоустройство и работа по специальности. Дальнейшая социальная успешность молодого человека (выпускника приемной семьи) зависит уже не столько от уровня интеллекта и образования, сколько от уровня его социализации. Насколько развита его эмоционально-волевая сфера, насколько он в состоянии распознавать и контролировать свои эмоции, насколько управляет своими поступками. Насколько он понимает поступки других людей, насколько в состоянии отличить плохое от хорошего, есть ли у него собственные правила жизни, которым он готов следовать. В состоянии ли он просчитывать последствия своих поступков, может ли планировать свою жизнь и на какой период времени. Может ли он обращаться с деньгами, понимает ли их ценность, умеет ли распределять. От ответа на эти и другие вопросы будет зависеть способность молодого человека с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и работе, к взрослости. Юридически, молодой человек, имеющий диагноз «умственная отсталость лёгкой степени», является дееспособным, имеет абсолютно те же права и обязанности, что и его нормативно развивавшиеся сверстники.

 

Дети с умеренной умственной отсталостью могут обучаться в коррекционной школе 8 вида по программе этой школы или там же в классах для детей со сложной структурой дефекта. В отличие от программы 8 вида, которая давно разработана специалистами и много лет отрабатывается в коррекционных школах, программа так называемого 9 вида (классы для детей со сложной структурой дефекта) находится в процессе разработки. Основной упор здесь также делается на социализацию, то есть на обучение элементарным навыкам самообслуживания и взаимодействия, плюс по индивидуальным программам каждому ребенку даются те знания и навыки, которые он может усвоить.

 

После окончания школы некоторые из таких детей могут обучаться в начальных профессиональных училищах вместе с подростками с легкой степенью умственной отсталости (см. выше). Но большинство из них способны не столько к обучению в училищах, сколько к освоению простых ремесел по специальным или индивидуальным программам. К сожалению, у нас в стране пока нет достаточной широко доступной базы для профессиональной подготовки таких людей. В разных регионах есть отдельные проекты по профориентации людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (например, Псковский центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения). В Москве такая работа ведется на базе 21 технологического колледжа совместно с московским Центром лечебной педагогики. Молодые люди получают профессиональные навыки в гончарной, столярной, швейно-ткацкой и художественно-полиграфической мастерских. Кроме того, многие люди с таким диагнозом достаточно аккуратны, не боятся монотонного и неквалифицированного  труда и могут быть заняты в сфере уборки, упаковки, ухода за животными, сельскохозяйственных работах.

 

Проблема дальнейшей трудовой занятости состоит не столько в способности обучиться и выполнять соответствующую работу, сколько в отсутствии у нас в стране сопровождаемого труда людей с нарушениями. Люди с таким диагнозом могут работать только при помощи наставника или в специально сформированном коллективе. Они могут быть очень трудолюбивы и старательны, но не в состоянии спланировать полностью свою деятельность, нуждаются в руководстве и поддержке на всех этапах процесса. Надеемся, что со временем сопровождаемая трудовая деятельность будет развиваться и в нашей стране, будут возникать специальные мастерские.

 

Что касается взрослой жизни таких людей, то проблема также заключается в несформированной пока у нас в стране системы сопровождаемого проживания. Люди с таким диагнозом способны к самообслуживанию, работе по дому, другому посильному труду, но большинство из них не в состоянии планировать свою жизнь, распоряжаться деньгами и др. Они могут жить только под руководством значимых для них людей или  в специально организованном пространстве. К сожалению, в нашей стране пока большинство таких людей, если у них нет родных или родственники не готовы оставить их в семье,  проживает в ПНИ (психоневрологических интернатах), в изоляции от остального мира и без должного внимания к своей индивидуальности. Мировая практика показывает эффективность разных способов инклюзии таких людей в общество – это социальные гостиницы (когда несколько человек живут вместе под руководством подготовленного воспитателя),  отдельное проживание с прикрепленным социальным работником, различные общины, когда здоровые люди и люди с нарушениями живут вместе. Первый опыт развития таких форм в нашей стране также подтверждает улучшение качества жизни участников и возможность распространения самого опыта – например, сопровождаемое проживание выпускников Бельско-Устьинского ДДИ в Псковской области, организованного Псковской региональной общественной благотворительной организацией «Росток», организация кэмпхил-общин (например, общины Светлана в Ленинградской области) и другие проекты. Также надеемся на расширение системы сопровождаемого проживания, в том числе и на решение этого вопроса на государственном уровне.

 

Гипердиагностика

 

Хотим обратить внимание родителей на существование в нашей стране такого явления, как гипердиагностика детей-сирот в специализированных учреждениях. Часто случается, что глубокие пробелы развития раннего детства приводят к тому, что ребенок при психиатрическом и психологическом обследовании показывает результаты, характерные для детей с умственной отсталостью. Травма потери кровных родителей, материнская и сенсорная депривация, госпитализм, отсутствие адекватной психолого-педагогической помощи ведут к серьезным задержкам развития. Если диагностика проводится поверхностно и диагноз выставляется на основе стандартных тестов, без учета особенностей развития ребенка, без мониторинга динамики, без выявления наличия органических поражений головного мозга, то такой диагноз не всегда соответствует реальному положению дел.

 

Опыт показывает, что в приемных семьях, в благоприятной обстановке, при индивидуальном внимании значимых взрослых и при формировании привязанности ребенок с поставленным диагнозом УО может дать серьезную динамику развития. В качестве примера приведем опыт работы Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (Москва) с тремя детьми, длительное время находившимися в ДДИ, диагноз которых изменен с умеренной умственной отсталости до легкой степени – в одном случае (ребенок 9 лет – после 1 года проживания в приемной семье); последовательно сначала изменен до легкой степени, потом снят – в двух случаях (дети 12 и 13 лет после 2 и 3 лет проживания в приемной семье). Так как официальное изменение диагноза УО у нас в стране долгое время было затруднено, часть родителей не пытается это сделать официально. Но многие приемные дети в семьях показывают более высокие результаты, чем те, которые могли бы быть, если бы их диагноз соответствовал действительности. По опыту упомянутого ресурсного центра, примерно треть детей, взятых из коррекционных интернатов 8 вида, впоследствии посещает и заканчивает массовую школу. Это не значит, что все диагнозы детей, находящихся в специальных учреждениях, не соответствуют действительности. Но необходим мониторинг развития и уточнение диагноза в период пребывания в семье.

 

О диагнозе "умственная отсталость" читайте здесь.

Рекомендации приемным родителям детей с нарушениями интеллектуального развития читайте здесь

Рекомендации по обустройству быта в семье для приемного ребенка с интеллектуальными нарушениями - здесь.

Об особенностях развития детей в учреждениях читайте здесь.

Об особенностях содержания детей в учреждении для детей-инвалидов и их влияние на развитие и поведение детей читайте здесь.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика