Новости
-
Вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
-
Вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
-
Вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
Какая может быть динамика развития у ребенка с ментальными нарушениями после устройства в семью
Автор - Неупокоева О.С., коррекционный психолог Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»).
Чаще всего у ребенка с интеллектуальной недостаточностью, которого приняли в семью из учреждения, через некоторое время отмечается положительная динамика развития.
Это происходит, когда есть эмоциональная включенность родителей, принятие ребенка таким, какой он есть, организована развивающая среда дома и в обучении ребенка участвуют квалифицированные специалисты.
На первом этапе адаптации ребенка изменения в его состоянии и поведении могут быть не так заметны или он изо всех сил старается соответствовать ожиданиям родителей и быть хорошим. Как и любой ребенок, пришедший в новую семью, ребенок с ментальными нарушениями, проживет все этапы адаптации. От «медового времени» до проверки границ семьи. Он, так же, как и все дети, сначала будет находиться в сильном стрессе, потому что в его жизни уже было предательство взрослых и снова довериться совсем не просто. Независимо от интеллектуальных способностей ребенка и степени осознания им своей истории, он так же хочет быть принятым и боится нового отвержения.
Дальше, в процессе формирования привязанности, когда ребенок уже сможет довериться новым родителям, когда сформируется представление о семейных правилах, уровень общей тревожности снизится, у него появятся силы на то, чтобы обучаться новому и менять старые поведенческие стереотипы.
Изменения можно отметить в разных сферах жизни ребенка. У всех детей, принятых в семью, независимо от диагноза, происходит компенсация дефицита индивидуального внимания значимого взрослого. Появление близкого человека, для которого ребенок становится важен, является стимулом для развития эмоционально-волевой сферы. Ребенок заново учится испытывать большой спектр разных чувств и ощущений. Он обучается адекватно проявлять эмоции и сдерживать себя в зависимости от ситуации. Как правило, такие дети очень отзывчивы эмоционально. Они более наивны, инфантильны и доверчивы, чем их сверстники. В связи с этим, их реакции и поведение, будут более «детские».
Они стараются угодить значимому взрослому. Так как их сознание буквально, то и чувства свои они выражают буквально – действием, заботой, очень простой и понятной.
Попадая в семью, ребенок приобретает много дополнительных бытовых навыков. Здесь динамика, как правило, очень значительна. Это обусловлено тем, что мир вокруг него становится более разнообразным, в отличие от того, к которому он привык в учреждении. Ребенок изучает функции разных предметов, учится выполнять разные операции, что значительно увеличивает зону его самостоятельности. Когда родитель эмоционально включен в ознакомление ребенка с новым для него миром, то это является дополнительным мощным стимулом. Ребенок учится интересоваться, у него появляется познавательный интерес к новому. У таких детей один из мотивов действий – это подражание значимому взрослому, таким образом, он будет стараться сделать так же, как родитель тем самым порадовать его. То, как лучше развивать и обучать детей с интеллектуальной недостаточностью, вы можете узнать в разделе «Рекомендации».
Полученные новые навыки способствуют социализации ребенка. Теперь он может многое сделать сам, быть более самостоятельным в решении каких-то даже самых простых бытовых вопросов. Расширяется круг общения, ребенок обучается устанавливать контакты с детьми и взрослыми, в семье и за ее пределами. Такие дети чаще всего очень контактны, они любят общаться и играть. Существует ошибочное мнение, что дети, проживавшие постоянно в детском коллективе в учреждении, умеют общаться со сверстниками и взрослыми, но это далеко не всегда так. Навыки, которые необходимы им для проживания в интернате, очень отличаются от тех, которые важно помочь сформировать ребенку для общения на площадке, в детском саду, в гостях, на прогулке по парку и пр. Этому необходимо обязательно уделить время и силы в семье. Если помочь ребенку научиться делать правильные шаги во время знакомства, соблюдать правила игры, выражать свои эмоции, то он сможет благополучно включаться в детский коллектив в различных ситуациях.
Также, у ребенка, принятого в семью, появляется возможность обучения по индивидуальному плану, будь то специальное образовательное учреждение или обучение на дому. Таким образом, специалистами будет составлена коррекционно-развивающая программа, способствующая развитию психических функций (память, внимание, мышление, речь) именно этого ребенка, учитывая его особенности. Такой индивидуальный подход к развитию и обучению, как правило, дает хороший результат. При грамотной реабилитации ребенок сможет частично компенсировать недостающие сферы.
В процессе адаптации в семье у ребенка формируется самоидентификация. Так как он получает индивидуальное внимание, эмоциональный отклик приемного родителя, то начинает ощущать себя отдельным значимым человеком. Это часто не происходит с детьми в учреждении. Он постепенно учится воспринимать себя как мальчика/девочку, сына/дочь, друга, ученика и т.д. Он учится взаимодействовать с окружающими, реагировать на них, исходя из своей роли. И только приобретая весь спектр этих поведенческих и эмоциональных реакций, ребенок может начать взрослеть. Тогда уменьшается доля инфантильности, свойственная людям с интеллектуальной недостаточностью, и начинают формироваться волевые качества.
О диагнозе «умственная отсталость» читайте здесь.
Мифы о детях с умственной отсталостью читайте здесь.
Рекомендации приемным родителям детей с нарушениями интеллектуального развития читайте здесь.
Об образовательном маршруте ребенка с нарушениями интеллекта, профориентации и последующем трудоустройстве читайте здесь.
Об особенностях развития детей в учреждениях читайте здесь.