Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Особенности содержания детей в учреждении для детей-инвалидов и их влияние на развитие и поведение детей

Автор - Е.М.Полякова, специальный педагог (ГБОУ СКОШ №705, дошкольное отделение), ГБОУ ДДИ№ 15 (г. Москва), РОО «Милосердие».

 

Дети, оставшиеся без попечения родителей и имеющие диагноз «лёгкая умственная отсталость», воспитываются в коррекционных интернатах 8 вида.

 

Жизнь детей в таких интернатах похожа на жизнь детей из детских домов для нормативно развивающихся детей.

 

Воспитанники обучаются в небольших (наполняемостью до 12 человек) классах по программе специальных коррекционных школ 8 вида. Большое внимание уделяется социально-бытовой ориентировке и трудовому воспитанию. Выпускники интерната получают уровень профессиональной подготовки, позволяющий им самостоятельно работать. Обучение в школе 8 вида не даёт выпускнику цензового образования (что не мешает трудоустройству, но накладывает ограничения на получение высшего образования: для обучения в ВУЗе воспитанник должен окончить вечернюю школу и получить цензовый аттестат о среднем образовании). Большая часть выпускников является полностью дееспособными, они пользуются всеми правами и имеют те же обязанности, что и их нормативно развивающиеся сверстники. Как правило, воспитанники коррекционных интернатов достаточно социализированы, имеют некоторый опыт социальных контактов вне интерната и более или менее подготовлены к жизни в обществе.

 

Совсем иначе обстоит дело с воспитанниками детских домов-интернатов  для умственно-отсталых детей (ДДИ), куда попадают дети, которым поставлены диагнозы «умеренная, тяжелая или глубокая умственная отсталость», а также дети, имеющие диагноз «лёгкая умственная отсталость» с сопутствующим выраженным нарушением функций опорно-двигательной системы.

 

Исторически эти учреждения рассматривались как медицинские стационары, в которых «необучаемым» воспитанникам обеспечивался уход и медицинское наблюдение. Систематическое обучение наиболее интеллектуально сохранных детей началось только в 70-х годах ХХ века. ДДИ всегда были крайне закрытыми учреждениями (как для социальных контактов извне, так и по отношению к воспитанникам: до последнего времени дети, воспитывающиеся в ДДИ, практически не покидали территорию интерната).

 

Поэтому, помимо общих, характерных для всех воспитанников сиротских учреждений (материнская депривация, госпитализм, двигательная, сенсорная, информационная, социальная, эмоциональная депривация), можно выделить проблемы, существенно влияющие на качество жизни воспитанников ДДИ: практически полная социальная изолированность, недоступность для воспитанников адекватных образовательных услуг, а также отдельных видов специализированной медицинской и коррекционной помощи. Для воспитанников ДДИ характерно практически полное отсутствие личного пространства, а порой и личных вещей. Групповые помещения часто спланированы таким образом, который позволяет максимально удобно осуществлять надзор/присмотр за воспитанниками: комнаты большие (в одном помещении может находиться 20, а порой и больше, детей), плохо зонированные (не всегда есть игровые зоны; спальные места могут находиться в комнате, где дети проводят целый день), как правило, у детей нет личных шкафов, письменных столов. Обстановка сенсорно бедна (часто это объясняют необходимостью соблюдать санитарные нормы, принятые в стационарах). Отмечаются не всегда обоснованная медикаментозная коррекция поведенческих проблем воспитанников, не всегда обоснованные длительные госпитализации детей в психиатрические стационары.

 

В течение последних 3-4 лет система начинает меняться: в ДДИ приходят общественные организации и волонтёры, дети начинают выезжать в интегративные летние лагеря, с 2014 года часть воспитанников московских ДДИ обучается в инклюзивных и коррекционных классах при общеобразовательных школах, старшие дети начинают получать трудовое образование в городских учебных учреждениях.

 

Рассмотрим типовую структуру детского дома-интерната для умственно отсталых детей.

 

Как правило, В ДДИ работают 4 отделения:

 - отделение милосердия (дети, имеющие диагноз «тяжелая» или «глубокая умственная отсталость», множественные поражения опорно-двигательного аппарата; дети нуждаются в медицинском наблюдении и постоянном уходе; это - самые слабые дети интерната); 

 - отделение медико-социальной реабилитации (дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, без выраженных нарушений в двигательной сфере; дошкольное отделение; отделение для детей с ДЦП);

 - отделение психолого-педагогической реабилитации (дети школьного возраста, имеющие диагноз «умеренная умственная отсталость», не имеющие выраженных поражений опорно-двигательного аппарата);

 - отделение социально-трудовой реабилитации (подростки, закончившие обучение в школьных группах интерната).

 

Дети, оставшиеся без попечения родителей,  попадают в ДДИ следующими путями:

- из домов ребёнка в возрасте 4х лет (в возрасте 4-х лет ребёнка осматривает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), состоящая из педагогов, психологов, врачей; если ребёнку ставят диагноз «умеренная, тяжелая или глубокая умственная отсталость», его направляют в одно из отделений ДДИ);

- из других сиротских учреждений, как правило, уже в школьном возрасте (это – дети, не усваивающие школьную программу, дети с девиантным поведением; по нашему мнению, такой перевод не всегда обоснован, но, к сожалению, нередко встречается в интернатах);

- в случаях, когда ребёнок остаётся без попечения родителей, по направлению ПМПК.

 

В самом сложном положении находятся самые слабые и, как это ни странно, самые сильные воспитанники интернатов. Нам известны случаи, когда дети, направленные в ДДИ в возрасте 4-х лет, давали выраженную динамику в развитии через 1-3 года после помещения в интернат (это характерно для соматически ослабленных, астеничных детей, в некоторых случаях у детей наблюдались генетические патологии). И становилось ясно, что образовательный (а, по сути, жизненный) маршрут для ребёнка выбран неверно и ребёнка необходимо перевести в коррекционный интернат. К сожалению, в условиях сиротских учреждений сделать это очень сложно и такие дети, как правило, остаются в ДДИ (если не появляется заинтересованные взрослые, чаще всего не сотрудники ДДИ, которые начинают заниматься ребёнком; идеальный вариант – помещение в семью).

 

Также следует отметить проблемы детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата и достаточно сохранным интеллектом (лёгкая или умеренная умственная отсталость), которые часто содержатся в группах отделения милосердия (предназначенных для детей, имеющих диагноз тяжелая или глубокая умственная отсталость), что не соответствует их реальным потребностям.

 

Для самых слабых детей (отделение милосердия) характерны следующие проблемы: в нашей стране такие дети рассматриваются, как правило, как объект паллиативного ухода, отсутствует отношение к ребенку как к личности, нуждающейся в общении, обучении, занятиях, личном пространстве. Отсюда неизбежно следуют недостаточное понимание сотрудниками образовательных, деятельностных и социальных потребностей детей, недооценка потенциала детей, преимущественно медицинские методы абилитации и явное преобладание медицинского персонала над педагогическим. Детей, как правило, не обучают, с ними мало играют, мало разговаривают; часто воспитанники таких отделений большую часть времени проводят в кроватях.

 

По достижении воспитанниками ДДИ 18 лет, они, как правило, объявляются полностью или частично недееспособными и переводятся в психоневрологические интернаты, где и проживают пожизненно. В редких (практически единичных) случаях выпускник может быть объявлен дееспособным и даже получить полагающееся ему жильё. По нашему мнению, при адекватном обучении и сопровождении, достаточно большая часть выпускников ДДИ (лица, имеющие диагноз «умеренная умственная отсталость»), способна к труду и более или менее независимому проживанию (в системе поддерживаемого проживания).

 

О диагнозе "умственная отсталость" читайте здесь.

Об образовательном маршруте ребенка с нарушениями интеллекта, профориентации и последующем трудоустройстве читайте здесь.

Рекомендации по обустройству быта в семье для приемного ребенка с интеллектуальными нарушениями - здесь.

Об особенностях развития детей в учреждениях читайте здесь.

Рекомендации приемным родителям детей с нарушениями интеллекта можно посмотреть здесь.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика