Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Новости

Семинар «Особые задачи семейного устройства»

25-26 сентября 2014 г., Москва. Организаторы - Городской ресурсный центр содействия семейному воспитанию Департамента социальной защиты населения г.Москвы и АНО «Про-мама». 

 

Подробнее о мероприятии можно прочитать в разделе Новости.

 

А вот впечатления участников семинара:

 

«Кто шил пиджак?» - или Как улучшить взаимодействие участников процесса семейного устройства

Наталья Степина, руководитель Общественного ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (проект БФ «Здесь и сейчас»)

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

8-968-708-1602

 

Одна из секций семинара была прицельно посвящена вопросам координации всех участников процесса семейного устройства. Таких участников немало:

- сотрудники учреждений, где находятся дети,

- ведущие школ приемных родителей, которые готовят будущих пап и мам,

- сотрудники органов опеки, которые дают заключения на право быть опекуном и помогают в подборе детей,

- сотрудники банков данных (региональных и федерального), выдающие направления на конкретного ребенка,

- сотрудники служб сопровождения, которые помогают приемной семье.

Можно добавить еще и  НКО, которые помогают и приемным семьям, и детям в учреждениях.

 

Ну разве не абсурд, что зачастую участники процесса не знакомы друг с другом, не связаны, видят только свой участок работы. Такая разобщенность напоминает грустную зарисовку советских времен: «Кто шил пиджак?» - когда каждый отвечает за свою пришитую пуговицу - и никто не берет ответственности за конечный результат. Плоды такого подхода мы видим в росте возвратов, истощении приемных семей, снижении их качества жизни. И если ничего не изменить, но при этом наращивать темпы устройства в семьи детей с тяжелыми нарушениями, то риски возрастут в разы.

 

На секции участники процесса говорили о тех проблемах, которые они видят со своего рабочего места, и выдвигали предложения, что могло бы улучшить ситуацию. Среди названных проблем звучали такие:

 

С точки зрения сотрудников учреждений для детей-сирот:

В учреждения приходят кандидаты с готовым заключением, никто не представляет семью, никто не объясняет, почему именно эта семья подходит этому ребенку, иногда учреждения не включены в процесс семейного устройства.

Учреждения и ООП не всегда бывают союзниками.

Нет связи с ШПР, приходят кандидаты, ничего не знающие о специфике детей в этом учреждении.

Нет системы сопровождения, непонятно, куда потом семья будет обращаться со своими проблемами.

У сотрудников учреждений есть страх потерять работу, если всех детей устроят в семьи, нет представления о том, что можно получить другую специализацию, можно работать в новой системе. Нет программы дополнительного обучения или переобучения сотрудников сиротских учреждений на государственном уровне.

Сотрудники боятся возвратов.

Воспитатели в детских домах привязаны к детям, нет системы подготовки воспитателей на краткосрочные формы пребывания детей.

Идет бесконечное реформирование учреждений – частые переводы детей делают их агрессивными, лишают устоявшихся связей.

Иногда дети попадают в специализированные интернаты, потому что родители не информированы о других видах помощи семье.

 

С точки зрения ведущих ШПР:

Нет родителей, готовых взять детей с ОВЗ.

В программу ШПР не заложены выступления врачей, коррекционных специалистов и т.д.

Нет контактов с конкретными учреждениями.

 

С точки зрения сотрудников служб сопровождения приемных семей:

Мало внешних ресурсов по поддержке приемной семьи.

Мало профильных специалистов, которые могут работать с приемными детьми с особенностями развития.

Нет профильной помощи в шаговой доступности.

Семья может «исчезнуть» из поля зрения помогающих организаций и появиться уже в истощенном состоянии с запущенной проблемой.

 

С точки зрения сотрудников ООП (органов опеки и попечительства):

Для тяжелых случаев нет учреждений, которые могли бы принимать детей (больница по месту выявления отказывается принимать ребенка с психиатрическим заболеванием).

ООП не знает программы ШПР.

 

С точки зрения НКО:

Во многих учреждениях для детей у сотрудников нет веры в нужность семейного устройства, бывают случаи противодействия.

Дети без статуса зависают в учреждениях.

В ДР и ДДИ длительное время живут дети по заявлению родителей и никто с этой ситуацией  не работает.

 

Думаем, что этот список можно продолжать очень долго. Понятно, что от  такой разобщенности в первую очередь страдают дети и семьи. Но, как стало понятно, и сами специалисты тоже недовольны сложившейся практикой и готовы вносить в нее изменения.

 

Одно из важных предложений – установить тесный контакт каждой школы приемных родителей с конкретным учреждением для детей. Чтобы в каждой ШПР была информация о конкретных детях, которых можно было предлагать кандидатам. Тогда и процесс обучения кандидатов перестанет быть абстракцией и перейдет в реальную плоскость. Можно приглашать на занятия представителей из учреждения, чтобы о детях рассказывали заинтересованные люди, знающие их много лет, можно приглашать кандидатов в гости, чтобы они видели, как живут дети в учреждении. Тогда уйдет страх даже перед специализированными интернатами, может появиться мысль, что и непростые дети могут стать членами семьи. Следующее звено в этой связке – служба сопровождения. Конечно, эффективнее, когда она связана и с ШПР, и с учреждением, чтобы была возможность не прерывать работу с семьей, поддерживать ее на всех этапах.

 

Вот еще некоторые из предложений:

  1. Нужна система взаимодействия между всеми участниками процесса семейного устройства. В том числе нужен некий нормативный акт, регулирующий это взаимодействие.
  2. Нужно обучение для сотрудников сиротских учреждений, которое позволяло бы им работать во временных детских группах, занимаясь реабилитацией ребенка после изъятия из кровной семьи и подготовкой ребенка к устройству в приемную семью.
  3. Нужны профессиональные приемные семьи, которые в том числе могли бы поддерживать контакты ребенка с его кровными родственниками, принимающими участие в жизни ребенка. У кровных родственников может не быть ресурсов для полноценного воспитания ребенка в своей семье, но связи с ними также важны  для ребенка. Должны быть структуры, которые помогают приемной семье выстраивать связи с кровной семьей в интересах ребенка.
  4. Для разных детей нужны разные формы устройства. Нет необходимости считать усыновление приоритетной формой – нужно изменение в законодательство.
  5. Нужно активно просвещать кровных родителей о том, какую помощь они могут получать, если их ребенок с инвалидностью останется в семье, а не будет размещен в учреждении. Нужно развивать и расширять систему помощи кровной семье с ребенком с проблемами здоровья и развития.

 

Думаем, что это материал для дальнейшей дискуссии. Приглашаем специалистов разных категорий высказать свое мнение. Наш мэйл: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика